Каталог файлов
07.01.2017, 20:02 | |
Программа дифференцированного обучения и индивидуального подхода в дополнительном образовании педагога Сосковой Татьяны Ивановны
Целью дополнительного образования является создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Объединение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией. Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Если воспитанник, занимающийся в объединении ДО, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению. Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей. Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников. Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области. Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу или индивидуальный образовательный маршрут. Цель: внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми. Методика построения индивидуального образовательного маршрута. 1. ДИАГНОСТИКА уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей или одарённости: 1. Анкета входящей диагностики. 2. Тест «Уровень творческого мышления учащихся». 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, которые должны быть достигнуты воспитанником по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута: они совпадают с целями и задачами основной программы объединения дополнительного образования. Для воспитанников, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам, индивидуальным становится только объект созидательной творческой деятельности и возможность проектной деятельности при создания своего изделия. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, которое должен затратить воспитанник на освоение специальной программы: оно совпадает со временем освоения базовой программы. 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ воспитанника в реализации маршрута: помощь при работе над проектами. 5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового): он совпадает с тематическим планом основной программы. 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов: содержание определяется подбором вариантов разной степени сложности, при организации занятий упор делается на индивидуальный подход, проектную и творческую деятельность. 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ВОСПИТАННИКА при прохождении маршрута: тестирование, защита проектов, участие в конкурсах и выставках. Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута, и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
5. «Фабрика». Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны. Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных могут быть необычны.
4. Персональная выставка Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником. Оценку успехов проводят в конце учебного года. Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания. - Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься. - Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. - Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. - Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций. - Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. - Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. - Подходите ко всему творчески.
| |
| |
Просмотров: 467 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |