Каталог файлов


Программа дифференцированного обучения и индивидуального подхода
07.01.2017, 20:02

Программа дифференцированного обучения и индивидуального подхода в дополнительном образовании

педагога Сосковой Татьяны Ивановны

 

  Целью дополнительного образова­ния является создание условий для жизненного личностного и про­фессионального самоопределения воспитанников. Объединение дополнитель­ного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направле­нии. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, кото­рое, возможно, в будущем станет его профессией.

  Очень важно, что дополнительное образование дает большие возмож­ности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обна­ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу­дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

 Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

  Если воспитанник, занимающийся в объединении ДО, сможет само­реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и про­фессиональному самоопределению.

  Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образователь­ные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возмож­ностей и особенностей.

 Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанни­ка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

  Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ре­бенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

  Приходим к выводу, что использование индивидуальных образова­тельных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио­нального самоопределения воспитанников.

  Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образо­вания является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно опреде­ляться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образова­тельные области.

  Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнитель­ного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как из­вестно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу или индивидуальный образовательный маршрут.

  Цель: внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

  Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

1. ДИАГНОСТИКА уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей или одарённости:

1. Анкета входящей диагностики.

2. Тест «Уровень творческого мышления учащихся».

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, которые должны быть достигнуты воспитанником по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута: они совпадают с целями и задачами основной программы объединения дополнительного образования. Для воспитанников, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам, индивидуальным становится только объект созидательной творческой деятельности и возможность проектной деятельности при создания своего изделия.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, которое должен затратить воспитанник на освоение специальной программы: оно совпадает со временем освоения базовой программы.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ воспитанника в реализации маршрута: помощь при работе над проектами.

5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового): он совпадает с тематическим планом основной программы.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов: содержание определяется подбором вариантов разной степени сложности, при организации занятий упор делается на индивидуальный подход, проектную и творческую деятельность.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ВОСПИТАННИКА  при прохождении маршрута: тестирование, защита проектов, участие в конкурсах и выставках.

  Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или ино­го ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой про­граммы своего объединения.

Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута, и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

  1. Беседа.
  2. Практическое занятие.
  3. Творческая мастерская.
    4. Творческий отчет.

5. «Фабрика».

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны. Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных могут быть необычны.

  1. Показ достижений.
  2. Зачетная работа.
  3. Тест.

4. Персональная выставка

Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Оценку успехов  проводят в конце учебного года.

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания.

- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они мо­гут сделать самостоятельно.

- Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, ис­следования и анализа ситуаций.

- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

- Подходите ко всему творчески.

 

Категория: Программы | Добавил: Tatiana
Просмотров: 467 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar