Каталог файлов


Программа работы с одарёнными детьми
07.01.2017, 20:04

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа № 2  имени Н. Ф. Струченкова

 

                                                                                     

                                                                                      

 

         УТВЕРЖДАЮ: _______________

         ДИРЕКТОР         Лобунова К.  Н.

         «___» ___________________ 2014г.     

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы с одарёнными детьми

в объединении дополнительного образования

 

 

 

                                                                             Составитель: Соскова Татьяна Ивановна                                      

                                                                             педагог дополнительного  образования

                                                                             МБОУ  ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

                                                                            

                                                                                                              

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Локоть

2014 г.

 «Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский).

  Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс России во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании 

имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.

  Что же такое одарённость? Одарённость – это способность к выдающимся достижениям людей во всех сферах человеческой деятельности. Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.
Одарённые дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Категории одарённых детей.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.

  Дополнительное образование, как составная часть концепции непрерывного образования детей, является естественным партнёром школы, где на первом месте находится личность ребёнка. Система дополнительного образования при работе с одарёнными детьми основной своей целью ставит развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении. Для этого необходимо выявление явно или потенциально одарённых детей.

  Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

  Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Формы обучения одарённых детей:

- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;

- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);

- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

- детские научно-практические конференции и семинары.

  Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. Сюда часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний.

  В дополнительном образовании можно использовать единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся - принципиальным является чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей, должны отвечать целому ряду специфических требований.

Цель программы  работы с одарёнными детьми:  создание в объединении дополнительного образования условий для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

Задачи программы:

1. Создание системы выявления и развития детской одарённости.

2. Создание условий, способствующих организации работы с одаренными детьми в

соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагога.

3. Овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно- ориентированного обучения, отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.

4. Выявление и поддержкиа талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучении вобъединении.

5. Разработка индивидуальных маршрутов для каждого обучающегося в объединении.

6. На основе психологического исследования, индивидуальных особенностей ребёнка помочь ему сделать выбор по душе.

7. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

8. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу и проектную деятельность.

9. Создание условий для участия всех обучающихся в конкурсах и выстаках с целью реализации их способностей.

10. Развитие социальной активности и ответственности детей.

11.Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, объединения дополнительного образования, общественных организаций в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

12. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других видах деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности.

 

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:

 1. Создание системы выявления одарённых детей:
- психолого-педагогическое исследование;
- системное наблюдение за детьми из года в год;
- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований.
2. Организация учебного процесса:
- нестандартные занятия;

- использование современных образовательных технологий на занятиях в объединениях;

- индивидуальные образовательные маршруты;
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
- работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами;
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

- выставки творческих работ, конкурсы, фестивали.

 

При работе с одарёнными детьми необходимо учитывать определенные принципы:

- у всех детей необходимо развивать их креативные качества, с детьми, отличающимися повышенными возможностями, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одарённости детей не должна вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей (как правило, одарённым детям интересна любая область, они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться);

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога;

- принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг;
- принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность обучающегося, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения);
- принцип индивидуализации (учёте психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психологических процессов);
- принцип дифференциации (учитывает различия обучающихся).

 

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.

В соответствии с нормативной правовой базой главная цель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании - обеспечение нормального развития одаренного ребенка в образовательном процессе с учетом основных тенденций развития образования. Для реализации поставленной цели разработана система психолого- педагогического сопровождения одаренных детей, в основе которой лежит идея уникальности, необычности каждого человека, а также обучение, которое осуществляется в воспитательно - развивающем направлении. Психолого- педагогическое сопровождение предполагает 4 этапа:

- 1 этап - диагностический, включающий в себя систему изучения ориентации одаренных детей в творчестве,педагогической, психологической и специальной (углубленной) диагностики и мониторинга динамики развития обучающегося, а также выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребенка; подбор диагностических методик по определению направленности и степени одаренности детей.

- 2 этап – информационный. На этом этапе осуществляется подбор литературы, создание информационной базы данных по работе с одарёнными детьми, разработка и составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого одарённого ребенка с учётом его особенностей, при этом они имеют гибкую структуру и, при необходимости, могут быть дополнены и откорректированы.

- 3 этап – коррекционный. Консультации для одарённых обучающихся позволяют сформировать устойчивую позитивную мотивацию к исследовательской деятельности, а также «открывают» новые трудности для одарённых детей и тут же помогают разрешить сложившиеся проблемные ситуации.

- 4 этап – развивающий. Включает организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий, организацию мероприятий по социализации и адаптации одарённого ребенка. Формирование, углубление и развитие неординарных способностей обучающихся. Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления. Поиск, апробированние новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся. Выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми.

 

Формы работы с одарёнными детьми:

- групповые занятия;
- индивидуальные занятия, консультации;
- конкурсы;
- участие в выставках, фестивалях;
- участие в городских, районных и областных мероприятиях.

 

Советы родителям одарённых детей.

 1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
4. Избегайте длинных объяснений и бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
7. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

 

Критерии оценивания результативности программы:

- Число победителей конкурсов.

- Число обучающихся с уровнем «средний» и «высокий».

 Контроль за исполнением программы осуществляется:

1.  Проведением контрольных тестов, анкетирования у учащихся творческого уровня.

2. Проведение школьных конкурсов, творческих отчетов.

 

Литература.

1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

2. Горский В.А. и др. Система дополнительного образования детей // Дополнительное

образование. – 1999. - № 3-4. - С.6; 2000. - №1. - С. 6.

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.:«Вербум–М», 2001.

4. Журнал «Завуч» № 1, 2000г., №7, 2004г.

5. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116

6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

7. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. – М.: «Молодая гвардия», 1997.

8. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников // Дополнительное образование. – 1999. - № 3-4.

9. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.

11. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.

 

Категория: Программы | Добавил: Tatiana
Просмотров: 2556 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar