Каталог файлов


Программа "Флористика"
[ Скачать с сервера (9.24 Mb) ]07.09.2022, 19:29

Пояснительная записка

   Программа «Флористика» разработана в 2013 г. и переработана в 2020 г. с учетом требований  к  программе дополнительного образования  детей, отражённых  в следующих документах: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 23 мая 2015 г. № 497, Государственная программа «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. от 26 декабря 2017 г. № 1642, Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р и план мероприятий по её реализации на 2015 – 2020 гг., проводимых в рамках «Десятилетия детства», Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей от 30 ноября 2016 г. № 11, Национальный проект «Образование» (протокол от 24 декабря 2018 г. №15) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», Приказ Министерства просвещения РФ от 03. 09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Положение об образовательной программе МБУ ДО Дом детского творчества.

Содержание программы направлено на:

- формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержка талантливых и способных детей,

- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях творчеством;

- формирование общей культуры

- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей;

- личностное развитие детей, позитивную социализацию и профессиональное самоопределение, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию и творческий труд;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

   Неотъемлемой характеристикой современного образова­тельного пространства

является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации лич­ности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в со­временном мире, в разнообразных жизненных практиках. Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение про­блем,

уверенность в своих силах, умение созидать новое и другие качества, характерные для

человека с развитым интеллектом, необходимые ребенку не только при обучении, но и в жизни.

  Основная  цель  программы - формирование и развитие творческих способностей созидающей личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в создаваемом из природных и бросовых материалов художественном продукте собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач:

Предметные:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся,

- развитие обще трудовых и специальных умений и навыков работы с природным и бросовым материалами;

- освоения безопасных практических приемов и навыков декоративно – прикладного мастерства,

- ознакомление с техникой аппликации, коллажа, биопластики, монотипии, терра, папье-маше, аранжировки, декорирования,

- формирование навыков работы с необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами.

Личностные:

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии,

- воспитание у ребенка потребности и привычки к насыщенной духовной жизни,

- приобщение через декоративно – прикладное творчество к искусству,

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное творчество, развитие эстетической отзывчивости, обогащение мировосприятия,

- формирование восприятия духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания,

- формирование бережного отношения к природе и уважения к семейным традициям,

- выявление и поддержка одарённых детей,

- формирование чувства коллективизма и терпимости к окружающим,

- формирование коммуникативных навыков: по разрешению конфликтов, сотрудничеству и кооперации, постановке вопросов, управлению поведением партнёра, речевых умений,

- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду,

- формирование способности регулировать собственную деятельность, ставить

учебную цель и планировать её реализацию, контролировать свои действия,

- социальное и профессиональное самоопределение.

Метапредметные:

- развитие глазомера и чувства пропорции, творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей,

- формирование художественного вкуса и творческого подхода к выполнению проектов,

- формирование умения осуществлять информационный поиск, использовать действия моделирования, логические действия, операции и приёмы для выполнения учебных

задач,

- формирование умения ставить проблему, планировать её решение, контролировать свои действия по её решению.

  Для детей занятия декоративно – прикладным искусством станут действительно потребностью, если создать такую систему организации учебно-воспитательной работы, при которой наиболее продуктивно развивались бы познавательные и художественные интересы воспитанника, выявлялись творческие способности детей с учетом индивидуальности каждого ребенка и законов психологии детского творчества.

   Сущность данной программы состоит в разработке нового содержания образования в области технологии и декоративно – прикладного искусства при сохранении его традиционных целей и ценностей.  

   Данная программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Одна из задач образования - помочь ребенку открыть са­мого себя, показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в са­мых простых, обыденных вещах: соломке, цветочке, травинке, кусочке ткани, обрывке упаковочной бумаги, старой бутылке... В лесу, парке, огороде и даже в мусорной корзине можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища. Важно научить детей вглядываться в окружающий нас мир, замечать красоту природы, подмечать особенности разных материалов. Необходимо научить детей видеть и творить красоту. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

  Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях объединения является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту, бережно к ней относиться. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Общение с природой способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию их эстетического вкуса, умению видеть красоту. Вместе с этим дети учатся любить и защищать природу, думать о её будущем. В наше время дети всё больше времени проводят за компьютером и телевизором. Знания об окружающем их растительном мире часто бывают слишком условными. Заставить детей выйти на улицу бывает не просто. А собрать необходимый растительный материал можно только на прогулке или экскурсии. Дети всё чаще начинают «опознавать» растения, запоминают их названия. А использование в работе бросовых материалов – того, что мы привыкли считать мусором – развивает рациональное мышление и воображение, бережливость. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины, дополняя их теми материалами, которые мы обычно выбрасываем. Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогут украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы, могут стать подарками и сувенирами, сделанными своими руками. То же можно создать и из одних только бросовых материалов, уменьшая объём мусорных корзин и давая вторую

жизнь ненужным вещам и предметам.

  Данная программа является комплексной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной. Программа рассчитана на три года обучения.

  Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой, картоном и тканью, засушенными листьями и цветами, семенами и плодами, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой, ненужными вещами и бросовыми материалами; чтобы в процессе разработки эскизов дети проявляли выдумку, смекалку, приучались видеть и ценить прекрасное.

  Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся обобщают свои знания о простейших закономерностях строения природных материалов, их разновидностях, многообразии и возможностях использования в декоративно – прикладном искусстве, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, о возможностях использования бросовых материалов, а также о красоте природы и человеческих чувств. Красной нитью через все разделы программы проходит экологическая тема, тема бережного отношения к природе, к возможностям использования в работе втросырья.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию технологии и эстетических искусств, способных

решать современные задачи творческого развития деятельной личности.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовно развитой и высокоинтеллектуальной личности через мастерство.

   Для достижения этого служат целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, а также использование следующих приёмов:

  1) организационных:

- составление небольших по количеству детей групп и выстраивание при необходимости для каждого из них индивидуальной образовательной траектории развития,

- разновозрастный состав групп, назначение на разных этапах работы консультантов из числа детей,

- организация занятий с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

2) ценностных:

- организация занятий на природе для развития наблюдательности, бережливости и уважительного отношения к каждой частичке природы,

- перекрёстный анализ работ, выполненных товарищами, формирование при этом уважительного отношения к чужим работам и достижениям,

- организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных

способностей,

- выбор объектов для творчества с точки зрения уважительного отношения к семейным ценностям;

3)  содержательных:

- упражнения по освоению основных видов художественной обработки природного и бросового материалов,

- планирование изготовления объектов с совмещением различных освоенных техник для создания своего неповторимого шедевра,

- наработка системы умений и навыков по различным направлениям декорирования, развитие моторики. 

  Программа выстраивалась согласно следующим принципам дидактики:

  • принцип доступности и последовательности («построение» учебного процесса от простого к сложному);
  • принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы ориентируются на детей конкретного возраста);
  • принцип наглядности (широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);
  • принцип связи теории с практикой сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе);
  • принцип индивидуализации программы (максимальный учёт особенностей каждого воспитанника);

принцип результативности (в программе указано, что должен приобрести обучающийся в процессе освоения программы (т.е. что он должен знать и уметь), компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы);

  • принцип актуальности (максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
  • принцип межпредметности (связь программы с другими науками или областями деятельности).
  • принцип систематичности обучения и воспитания.

    Реализация программы предполагает использование следующих технологий:

- личностно – ориентированные, разноуровневой дифференциации,

- деятельностно – ориентированные и развивающие,

- проблемного обучения,

- проектно – исследовательской деятельности,

- информационно – коммуникационные,

- учебного сотрудничества,

- здоровьесберегающие.

   Практические и теоретические занятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); активный эвристический (проблема формулируется детьми, ими и

предлагаются способы её решения, анализ конкретных ситуаций, решение

проблемных задач, обучение по алгоритму).

   Отличительным признаком (обоснованием) программы служит то, что она создана

педагогом по собственному замыслу с учетом личного педагогического опыта работы по направлению технологии и декоративно – прикладного искусства, с учётом собственных наработанных методик и технологий обучения и воспитания, запросов и потребностей детей и родителей, материальных, технических, финансовых условий для осуществления программы. Данная образовательная программа, в отличие от уже существующих в этой области, ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала и техник: коллаж, аппликация, лепка, монотипия, терра, папье-маше, декорирование.

  Каждый ребёнок проходит программу по своему графику. С каким-то материалом ребёнок работает более увлечённо, с каким-то – возникают сложности. В связи с этим время, отведённое на работу с определённым материалом, либо увеличивается, либо уменьшается. К тому же обучающиеся могут вливаться в коллектив в течение всего периода обучения. В таких случаях дети, пришедшие раньше, выступают в качестве помощников – консультантов. Группы комплектуются из детей, желающих заниматься в данном объединении, не зависимо от их возраста, что дает дополнительные возможности в подборе помощников, консультантов.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 7 - 15 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно - прикладного искусства. Количество детей в группе 12 - 15 человек.

В качестве здоровье сберегающих элементов детям на занятиях разрешается по мере необходимости свободно передвигаться по кабинету, негромко общаться. При изучении каждой темы подразумевается разнообразие вариантов выполняемых работ по степени сложности в зависимости от возможностей детей.

   Практическая работа на занятии организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Дети, не имеющие навыков работы с данными материалами, будут начинать с более простых поделок. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и применяется дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

  Структура занятия:

1. В начале каждого занятия отведено время для теоретической беседы: повторение пройденного и знакомство с новой темой.

2. Затем идёт инструктаж и практическая часть с индивидуальным подходом к каждому ребёнку в зависимости от его персональных способностей.

3. Начиная со второго полугодия обучения часть занятия отводится на выполнение творческого проекта по изученным темам раздела.

4. Завершается занятие подведением итогов, просмотром работ, их обсуждением и уборкой рабочих мест.

Формы занятий:

- экскурсия, заочная экскурсия;

- беседа, рассказ, объяснение, лекция, проблемная лекция,

- показ технических приёмов,

- практическое занятие, тематические задания по подгруппам,

-  защита творческой работы, презентация своей работы.

  Главным результатом реализации программы является овладение навыками по созданию каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить, находить пути решения и решать задачи, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного и декоративно- прикладного искусства может каждый ребёнок.

   Программный материал представлен тремя модулями: «Аранжировки и коллажи», «Папье – маше и декорирование бутылок» и «Топиарии и биопластика». Срок реализации модуля – 1 год. После освоения программного материала одного модуля обучающиеся по их желанию могут быть переведены в группу другого модуля на следующий год обучения.

Планируемые результаты по модулю «Аранжировки и коллажи»

Предметные:

- умеют характеризовать и анализировать произведения декоративно – прикладного искусства, обогащая мировосприятие, находят необычное в обычном;

- имеют представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения;

- имеют представление о стилях и техниках флористики;

- знают правила выполнения различных видов аранжировки из сухих растений;

- знают сроки сбора и приёмы обработки природного и бросового материала;

- умеют собирать, заготавливать, подготавливать и хранить природный материал и вторсырьё,

- имеют представление о технике «терра», аппликация, монотипия, граттаж, фроттаж, декалькомания, выполняют подготовку основы для коллажа в этих техниках;

- имеют представление о техниках декорирования;

- знают правила выполнения флористических коллажей, панно и картин из природного и бросового материала;

- умеют работать с различными природными материалами и вторсырьём и составлять творческие композиции из природного материала с использованием определённых правил;

- умеют терпеливо, аккуратно и эстетически грамотно изготавливать изделие из природного и бросового материала по составленному алгоритму, контролируя свои действия,

- имеют представление об инструментах, используемых в работе, и уметь пользоваться различными инструментами, используемыми в работе с природными материалами и вторсырьём.

Личностные:

- добывают необходимую информацию;

- проявляют при сборе природных материалов бережное отношение к природе;

- стремятся добиться хороших результатов;

- умеют работать в коллективе, сотрудничая и избегая конфликтов, уважительно относясь к своему и чужому труду, выслушивая и учитывая мнения партнёров, сотрудничая с ними и педагогом.

Метапредметные:

- знают правила внутреннего распорядка и техники безопасности на занятиях кружка;

-  умеют при изготовлении объекта ставить задачи, находить информацию, стремятся и умеют самостоятельно составлять алгоритм изготовления;

- умеют правильно выражать свои мысли, ставить вопросы.

 

Планируемые результаты по модулю «Папье – маше и декорирование бутылок»

Предметные:

- умеют характеризовать и анализировать произведения мастеров декоративно – прикладного творчества, обогащая мировосприятие, находят необычное в обычном,

- имеют представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах

цветоведения;

- имеют представление о технике папье-маше, пейп-арт, терра, обсыпание, аппликация,  мозаика,  декупаж, декорирование бутылок сыпучими материалами и

солью, кожей, мехом и тканью;

- знают правила изготовления изделий в технике папье-маше, декорирования бутылок в технике пейп-арт, обсыпание, декупаж, аппликация, мозаика, терра, декорирование сыпучими материалами и солью, вязаными чехлами, кожей, мехом и тканью;

- умеют работать с различными природными материалами и вторсырьём и составлять

творческие композиции из природного и бросового материала с использованием определённых правил, умеют при этом прогнозировать результат, ставить задачи при изготовлении объекта из вторсырья в техниках аппликация, обсыпание, терра, декупаж, мозаика, декорирование сыпучими материалами и солью, кожей, мехом и тканью, папье-маше, пейп-арт, находить информацию;

- знают сроки сбора и приёмы обработки природного материала и умеют собирать, заготавливать, подготавливать и хранить природный, дополнительный материал и вторсырьё;

- умеют терпеливо, аккуратно и эстетически грамотно изготавливать изделие в

техниках аппликация, обсыпание, терра, декупаж, мозаика, декорирование сыпучими материалами и солью, кожей, мехом и тканью, папье-маше, пейп-арт по составленному алгоритму, контролируя свои действия;

- иметь представление об инструментах, используемых в работе, и уметь пользоваться различными инструментами, используемыми в работе в техниках декорирования бутылок и папье-маше.

Личностные:

- проявляют при сборе природного материала бережное отношение к природе;

- стремясь добиться хороших результатов;

- уметь работать в коллективе в сотрудничестве и кооперации, избегая конфликтов, уважительно относясь к своему и чужому труду, выслушивая и учитывая мнения партнёров, управляя его поведением, сотрудничая с ними и педагогом.

Метапредметные:

- знают правила внутреннего распорядка и техники безопасности на занятиях кружка;

- добывают необходимую информацию;

- стремятся и умеют самостоятельно составлять алгоритм изготовления изделия;

- уметь правильно выражать свои мысли, ставить вопросы.

 

Планируемые результаты по модулю «Топиарии и биопластика»

Предметные:

- умеют характеризовать и анализировать произведения мастеров декоративно – прикладного творчества, обогащая мировосприятие, находить необычное в обычном;

- имеют представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения;

- имеют представление о технике биопластика и изготовление топиариев;

- знают правила изготовления и декорирования топиариев и изделий из солёного теста;

- знают сроки сбора и приёмы обработки природного материала и умеют собирать, заготавливать, подготавливать и хранить природный материал и вторсырьё, дополнительные материалы, способы приготовления солёного теста;

- уметь работать с различными природными материалами, вторсырьём, солёным тестом, составлять творческие композиции из природного и бросового материала и

изготавливать изделия из соленого теста с использованием определённых правил,

- умеют терпеливо, аккуратно и эстетически грамотно изготавливать изделие в технике биопластики и изготовления топиариев по составленному алгоритму;

- имеют представление об инструментах, используемых в работе, и умеют пользоваться различными инструментами, используемыми при работе в техниках биопластики и изготовления топиариев.

Личностные:

- проявляют при сборе природного материала бережное отношение к природе,

- умеют работать в коллективе в сотрудничестве и кооперации, избегая конфликтов, уважительно относясь к своему и чужому труду, выслушивая и учитывая мнения партнёров, управляя его поведением, сотрудничая с ними и педагогом.

Метапредметные:

- знают правила внутреннего распорядка и техники безопасности на занятиях кружка;

- добывают необходимую информацию;

- умеют прогнозировать результат своей работы, определять цель и ставить задачи при

изготовлении объекта из вторсырья в технике биопластики и изготовления топиариев, находить информацию;

- стремятся и умеют самостоятельно составлять алгоритм изготовления;

- контролируют свои действия, оценивая и корректируя их, стремятся добиться хороших результатов;

- умеют правильно выражать свои мысли, ставить вопросы, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;

- уметь определять место занятий декоративно – прикладным творчеством в будущем, при выборе профессии.

Категория: Программы образовательные | Добавил: Tatiana
Просмотров: 7757 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar