Каталог статей


Основные виды традиционной росписи по дереву у народов России. История возникновения и особенности различных видов росписи

В наше время мы еще далеко не всё знаем о народном искусстве, пришедшем к нам из далеких времен, старинных сел и деревень, но и по сей день, оно радует нас своей доброй и затейливой красотой. Часто покупая в магазине красивую, яркую досочку или пеструю расписную игрушку мы даже не задумываемся о том, что вложил в нее мастер, что хотел он передать людям. А ведь в каждом таком изделии частица души человека, который ее творил своими руками, какая-то информация запрятана в нежный букет или сказочную птицу. Эта вещица согревает нам душу и сердце, найдя место в нашем доме.

  Искусство, воспитавшее народную мудрость, народный вкус, народное понимание, оказалось глубоко притягательным, необходимым современному человеку. В свете новых достижений науки и роста технического прогресса перед исследователями и художниками встает серьезная задача осознать глобальный характер отношений человека с природой. В этом направлений народное искусство открывает бесконечные глубины опыта, воплотившегося в художественных образах.

  Естественной «питательной» средой народного искусства являлась близость с бесконечно вдохновляющей родной природой. Солнце, Свет, Вода, Земля – вся природа воспринималась народными творцами «родственным» чувством. С этим чувством народ обживал, осваивал мир, творчески созидал своё предметное окружение.

  Слово «промысел» произошло от «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни (такое определение даёт словарь В. Даля).

  Народные промыслы развились на основе крестьянских домашних промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство. Сначала это были мелкие частные мастерские, сосредоточенные в одном районе и специализировавшиеся на производстве определённого вида изделий. Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий.

  Дерево – один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в IX– X вв.  В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народного искусства. Дерево украшали резьбой, инкрустацией, росписью. Дерево как материал декоративного искусства неразрывно связано с мастерством столяра, плотника, резчика, чью работу всегда высоко ценили и почитали в народе. Не менее любимым, чем резьба, был широко распространенный способ художественной обработки дерева - роспись, т. е. работа кистью и красками. В народном декоративном искусстве никогда не было жесткой границы, отделявшей резьбу от росписи, потому что в сознании народного мастера пластика, скульптурная выразительность изделия были связаны с выразительностью цвета. Резьба с подкраской, сочетание резных и расписных элементов в деревянных украшениях дома - характерный прием в искусстве обработки дерева многих краев и областей России. Есть такие виды резьбы, которые невозможно себе представить без цвета. Именно на подцветке резьбы, на обыгрывании своеобразных цветовых эффектов, даваемых разными породами дерева, строится целая самостоятельная область художественного творчества - деревянная мозаика, инкрустация. О разновидности этого искусства - городецкой инкрустации мореным дубом, неизменно построенной на сочетании цвета и резьбы, мы уже говорили. Теперь же обратимся к интереснейшей области русской художественной культуры - народной кистевой росписи. Народная роспись по дереву - это искусство богатое и своеобразное, распространенное почти по всей территории нашей страны.

  Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Нижегородской, Владимирской губерний. Любая из перечисленных групп включала в себя множество разновидностей производства и украшения изделий; почти каждая деревня имела свой неповторимый стиль, каждая семья - свою художественную манеру. Общим был только неизменный язык народного искусства.

  Когда определённые ремесленные навыки и художественные средства выражения становились привычными, устоявшимися для данной местности, возникала традиция.

Традиционная роспись представляет собой одно из наиболее характерных проявлений народного декоративно-прикладного искусства. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, которые связываются с центрами русской народной живописи: роспись Поволжья - Городца и Семенова, не менее знамениты сегодня вологодские и архангельские росписи, росписи тверской и новгородской земли, роспись Карелии, северодвинская и пермогорская роспись и роспись Великого Устюга.

  Всемирную известность приобрели традиционные виды народной росписи: Хохломская роспись, удивляющая богатым золотым орнаментом; Городецкая роспись, отражающая впечатления, почерпнутые непосредственно из окружающей действительности; Полхов-Майданская роспись, привлекающая яркими красками и наивной непосредственностью рисунка; Урало-Сибирская роспись, радующая нарядностью фона и неповторимостью двойного мазка; разнообразная роспись матрёшек, подчёркивающая самобытность и художественную особенность народного творчества в России.

  В народной росписи сложились две основные художественные системы изображения - графическая и свободная кистевая.

Наиболее ранние памятники народной росписи относят обычно к графическим росписям, т. е. к таким, в основу которых положен линейный графический рисунок. Тонкой линией, наносимой пером или палочкой, мастер рисовал травный или цветочный узор, изображения людей, зверей и птиц. В русских народных росписях такие контуры изображения рисовались чаще всего черной краской. Затем наступал второй этап работы: мастер начинал раскрашивать свою композицию разными красками, заполняя пространство внутри контуров, нанесенных ранее. Обычно народный мастер пользовался несколькими, но немногими красками: красным суриком, желтым кроном, синим кобальтом, зеленой "ярью-медянкой", белилами и сажей.

 Росписью, в основе которой лежит графический принцип, владели мастера, жившие на Северной Двине, в Вологде и Великом Устюге. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, красными и желтыми красками, но главным здесь был тонкий черный контур, которым очерчивался весь растительный орнамент - цветы и кустики с крупными резными листьями.

  Другим направлением в развитии народной росписи была на протяжении XVIII и XIX вв. и осталась до сих пор свободная кистевая роспись с главными центрами и Поволжье, Карелии, на Урале, в Приуралье, на Алтае.

  В отличие от росписей, в основе которых лежит рисунок, графический контур, эта роспись строилась на выразительности живописного мазка, цветового пятна, из умелого сочетания которых рождались орнаментальные и сюжетные изображения. В отличие от графических росписей мастера этого стиля никогда не наносили предварительного рисунка на дерево, а работали сразу кистью, смело моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

  Каждый из центров свободной кистевой росписи создал свою систему приемов, воспитал свою школу мастеров, искусство которых прославило их в прошлом и продолжает славить в наши дни.

  Один из таких центров росписи - широко известная сегодня Хохлома. Роспись Хохломы поистине уникальна не только в декоративном искусстве России, но и в мировом народном искусстве. На основании векового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся отделка деревянной токарной посуды, создан особый стиль орнамента, колорит росписи. В Хохломе работают прекрасные художники, виртуозно владеющие приемами свободной кистевой росписи.

Чем же привлекают знатоков народного искусства и людей неискушенных - жителей

многих стран мира, впервые их видящих, городецкие изделия?

Прежде всего своей необычной самобытной красотой и яркостью. Они не проигрывают даже рядом с пламенной Хохломой. Если Хохлома тонка и изысканна в цвете, в своих изящных каллиграфических орнаментах, то Городец насыщен всем богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарен ярким полуденным солнцем, будто заливающим своим ослепительным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных птиц самых причудливых расцветок, неповторимых стройных городецких коней, несущихся по цветущим лугам.

Если уникальность Хохломы - в неразрывной связи орнаментальной культуры с совершенно оригинальной технологией изготовления изделий, то Городеи выдвинулся в первый ряд народных художественных промыслов России благодаря развитию особого направления в росписи по дереву - росписи сюжетной, создававшейся, однако, в прямой и непосредственной связи с городецким орнаментом и изображениями животных и птиц. В процессе существования и развития в промысле сложилась своя собственная живописная система, оригинальная как по выбору тем и сюжетов, привлекавших внимание художников композиционными решениями и колоритом, так и по приемам разработки деталей сюжета и элементов орнамента.

  Новаторство городецких мастеров сказалось не только в создании системы живописных и графических приемов, но и в отношении к сюжету, изображаемому на прялочных донцах, коробках для хранения льна - мочесниках, лукошках. Городецкие живописцы пошли дальше северодвинских и устюжских художников в освоении современных сюжетов.

  Впечатление необычности создает также неотрывная от сюжетной темы цветочная городецкая роспись. Все сюжетные сценки происходят как бы в цветущих садах, среди гирлянд пышных роз и ромашек, тяжелых кистей винограда, прихотливо изогнутых   зеленых стеблей с резными листьями.

Гжель 
  Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу. У России есть свои незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются от поколения к поколению. Гжель - это один из таких традиционных российских центров по производству  фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.

  Гжель привносит в дом чистоту и легкость, простую изысканность, дышащую историей и традиционностью. Небольшая статуэтка способна украсить собой полку для книг или даже такой прозаический предмет как тумбочку под телевизор. Каждое изделие – это произведение искусства, уникальное и неповторимое.

  Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами.

  В жизни современного человека, в его быту, занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением, радуют своей эстетической значимостью.

Декоративно-прикладное искусство делят на определенные виды либо в зависимости от материала, из которого изготовляют изделие (кость, стекло, лак, дерево и т. д.), либо в зависимости от технологии обработки материала (керамика, художественные изделия из различных сортов обожженной глины; художественная резьба, набивные и декоративные ткани, художественная вышивка и т. д.), либо, наконец, по функциональному назначению (одежда, мебель, посуда, бытовая утварь).

Впечатление, производимое прикладным искусством нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.

  Изделии декоративно-прикладного искусства выполняются как кустарным, так и промышленным способом. Выявление фактуры современных материалов предлагает и новые способы их обработки.

Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие народные корни и широко распространено. В силу этого его значение особенно велико, так как оно непосредственно входит в быт. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.

  Композиция {от лат. compositio) — состав­ление, расположение, построение; структура ху­дожественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.

  Орнаментальная композиция — это со­ставление, построение, структура узора.

К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам от­носятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произве­дении преобразуются в орнаментальные мотивы.

Категория: Основы цветоведения | Добавил: Tatiana (17.11.2019) | Автор: Tatiana
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar