Каталог статей


История развития Городецкого промысла. Цветовое решение.

 

  

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

  Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
 Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам - конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

  Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.  Возникновение городецкой росписи связано именно с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, берестяные бураки, солонки, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись Городца!                              Л. Куликова.

  Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

 Роспись  которая зародилась в Городце, трудно спутать  с какой-либо другой  - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

  Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера  любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития  в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

  Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни – масляной краской, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и  те же образы и мотивы  присутствуют в их мотивах.

  Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
  До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
  Городецкие мастера - это люди, видящие мир в ярком цветении, умеющие воссоздавать самые разнообразные цветы, ягоды, яркие красочные букеты. Работая споро, увлеченно, городчане предельно отработали систему приемов изображения цветов: от первых цветовых пятен - красных, синих, желтых кружков, наносимых на поверхность донца, валька, детского стульчика или игрушки, до последних тонких белильных и черных разделок и оживок, придающих цветам завершенность, подлинно городецкий характер. Цветы, построенные по этой системе, всегда были просты в исполнении, но производили впечатление сложной, многодельной работы.

  Весь уклад городецкого промысла способствовал творческому становлению и развитию самобытных, ярких талантов народных мастеров Городца старшего поколения. Промысел представлял собой ряд небольших, чаще всего семейных, мастерских, где старший по возрасту и опыту (глава семьи) бывал обычно и ведущим мастером, определявшим стиль росписи, учившим других мастеров.

 У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.
  Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий
, красный, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Нарисованные цветы и листья напоминают аппликацию из цветной бумаги. Только потом узор разрабатывается оживками – черточками, травками, усиками.

Инструменты и приспособления.

Основа.

Рисовать можно на гладких деревянных   и гипсовых поверхностях.
Кисти.

Кисточки  потребуются разные – как плоские, так и с «тонкими кончиками», размеры – в зависимости от масштаба работы. Кисти берут круглые беличьи или колонковые: большую(№10-12), среднюю (№6-8) и маленькую (№2-4). Чем больше область, которую будете закрашивать, тем больше должна быть кисть. После проведения мазка внутри него не должны оставаться «бороздки» от ворса. Если остаются - кисть очень жесткая, но возможно гуашь слишком густая, посмотрите что лучше - разбавить ее или сменить кисть. Не рекомендуют использовать очень мягкие кисти, так как гуашь – краска тяжелая, будет неравномерно отдаваться такой кистью, кисть будет плохо восстанавливать форму
Палитра.
Чтобы разводить гуашь до требуемого состояния или смешивать краску, получая нужные оттенки, понадобится палитра.

Емкость с водой.

Карандаш.

Мягкий ластик.

Тряпочка для вытирания кисти.

Гуашь используем художественную белого и синего цветов.

Подготовка гуаши к работе.
  Перед началом работы нужно тщательно перемешать гуашь до однородной консистенции, взять необходимое количество краски на палитру и там уже готовить нужный оттенок. Если воды слишком много – краска получится очень «жидкая», в ней будет мало пигмента и слой краски при высыхании станет прозрачным, через него будут видны карандашные линии эскиза, слой может получиться окрашенным неравномерно. Если воды взять мало, краска будет очень густая, при нанесении на бумагу будет ложиться неравномерно, образуя бугры-неровности как внутри полосы, так и по ее краям. Правильным будет подобрать такую «густоту» гуаши, чтобы она при нанесении на бумагу ложилась равномерно, без бугров, при высыхании краски не должен быть виден ниже лежащий слой или, например, карандашный эскиз. Краска должна быть примерно такой густоты, как жидкая сметана.
  Краска в баночках со временем расслаивается, внизу становится гораздо «гуще», чем наверху, иногда сверху появляется слой жидкости. Такой гуашью рисовать нельзя, так как пигмент в ней распределен неравномерно. Но это легко поправить, достаточно тщательно перемешать краску в баночке по всей ее глубине. Даже если краска засохла, покрылась трещинами – это тоже не беда. Нужно добавить воды, дать краске постоять, пропитаться ей, но обязательно плотно закрыв баночку, а затем тщательно перемешать и гуашь восстановится.
  Не окунайте весь ворс кисточки в краску, вполне достаточно 2/3 длины ворса. Если краски набралось на кисть много – оботрите кисточку о край палитры, чтобы снять излишки. Если видите, что ее наносится много на бумагу – снимите излишек с рисунка кистью, не дожидаясь пока краска засохнет.
  Тщательно мойте кисточку перед тем, как набрать другой оттенок или цвет, «обжимая» ворс об стенки и дно емкости с водой, можно даже обтереть ворс тряпочкой. Обязательно тщательно промывайте кисти по окончании работы – остатки связующего и пигментов гуашевой краски «забивают» ворс, могут испортить кисть или размокнув при последующем использовании перейти на свежую краску, загрязнив ее.
  Подсохшую краску на палитре можно восстановить до требуемой густоты, добавив воды. Чтобы не переборщить с последней, можно использовать отдельную мягкую чистую кисточку, которую окунуть в чистую воду, а затем аккуратно стряхнуть воду с кисти на гуашь. Размешивать той кисточкой, которой рисуете.
  Перемешивая гуашь на палитре кистью, старайтесь не допускать образования пузырьков. При высыхании от них на слое краски остаются следы.
Слой краски после высыхания станет матовым, что особенно заметно у темных красок и при сильном разведении краски.
  Если краска разведена достаточно, но следы кисти видны, после высыхания слоя можно провести по нему влажной кистью или нанести второй той же краской и следы исчезнут.

Посмотреть предметы городецкой росписи можно по ссылке https://yandex.ru/images/search?text=городецкая%20роспись%20картинки&stype=image&lr=100670&parent-reqid=1590702582124267-307673394480425523800134-production-app-host-man-web-yp-20&source=wiz

Посмотреть видео можно по ссылке https://youtu.be/PvMa-4MUTEM

 

Категория: Городецкая роспись | Добавил: Tatiana (30.03.2020) | Автор: Tatiana
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar