Каталог статей
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Возникновение городецкой росписи связано именно с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, берестяные бураки, солонки, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца - Чудо-роспись Городца! Л. Куликова. Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. Роспись которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-либо другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни – масляной краской, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их мотивах. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы. Весь уклад городецкого промысла способствовал творческому становлению и развитию самобытных, ярких талантов народных мастеров Городца старшего поколения. Промысел представлял собой ряд небольших, чаще всего семейных, мастерских, где старший по возрасту и опыту (глава семьи) бывал обычно и ведущим мастером, определявшим стиль росписи, учившим других мастеров. У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи. Инструменты и приспособления. Основа. Рисовать можно на гладких деревянных и гипсовых поверхностях. Кисточки потребуются разные – как плоские, так и с «тонкими кончиками», размеры – в зависимости от масштаба работы. Кисти берут круглые беличьи или колонковые: большую(№10-12), среднюю (№6-8) и маленькую (№2-4). Чем больше область, которую будете закрашивать, тем больше должна быть кисть. После проведения мазка внутри него не должны оставаться «бороздки» от ворса. Если остаются - кисть очень жесткая, но возможно гуашь слишком густая, посмотрите что лучше - разбавить ее или сменить кисть. Не рекомендуют использовать очень мягкие кисти, так как гуашь – краска тяжелая, будет неравномерно отдаваться такой кистью, кисть будет плохо восстанавливать форму Емкость с водой. Карандаш. Мягкий ластик. Тряпочка для вытирания кисти. Гуашь используем художественную белого и синего цветов. Подготовка гуаши к работе. Посмотреть предметы городецкой росписи можно по ссылке https://yandex.ru/images/search?text=городецкая%20роспись%20картинки&stype=image&lr=100670&parent-reqid=1590702582124267-307673394480425523800134-production-app-host-man-web-yp-20&source=wiz Посмотреть видео можно по ссылке https://youtu.be/PvMa-4MUTEM
| |
| |
Просмотров: 208 | |
Всего комментариев: 0 | |