Каталог статей


История развития гжельского промысла. Цветовое решение. Инструменты, оборудование и материалы для росписи. Подготовка красок к работе.

Тёмно-синее чудо,

Соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Гжель - старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова. В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись вдоль Большого Касимовского тракта дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Называли её ещё «чёрной». Но в XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды, придававшей изделию прозрачный цвет, а наличие специальных добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона. В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет. Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и всё её производство названо «жгелью», которое со временем было превращено в «гжель». Сюжеты узоров гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску - кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Как и все народные промыслы в России на рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже терпит упадок. Но уже в 1930-ые годы в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда. В 1972 году было создано объединение «Гжель» на основе шести маленьких производств. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась богаче. В наше время «Гжель» - название современной фирмы, производящей уникальный фарфор с кистевой росписью кобальтом. На Гжельском фарфоровом заводе работают высококвалифицированные и одарённые художники. Мастера расписывают каждое изделие только вручную. Процесс обучения художников занимает до двух лет. В Гжели существует преемственность в обучении промыслу: от детского сада до Гжельского художественного Колледжа. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Покрытая глазурью после печи работа приобретает то многообразие оттенков, те переливы, что так характерны работам гжели. Работы на фарфоре стали настолько популярными, что вот мы видим мотивы гжели и на полотенцах и на картинах и на одежде и в интерьере.

Фотографии изделий Гжельского промысла можно посмотреть по ссылке https://yandex.ru/images/search?text=гжельская%20роспись%20картинки&stype=image&lr=100670&parent-reqid=1590698573427208-975661309463290426800122-production-app-host-vla-web-yp-164&source=wiz

Инструменты и приспособления. Основа. Рисовать можно на гладких деревянных и гипсовых поверхностях. Кисти. Кисточки потребуются разные – как плоские, так и с «тонкими кончиками», размеры – в зависимости от масштаба работы. Кисти берут круглые беличьи или колонковые: большую(№10-12), среднюю (№6-8) и маленькую (№2-4). Чем больше область, которую будете закрашивать, тем больше должна быть кисть. После проведения мазка внутри него не должны оставаться «бороздки» от ворса. Если остаются - кисть очень жесткая, но возможно гуашь слишком густая, посмотрите что лучше - разбавить ее или сменить кисть. Не рекомендуют использовать очень мягкие кисти, так как гуашь – краска тяжелая, будет неравномерно отдаваться такой кистью, кисть будет плохо восстанавливать форму Палитра. Чтобы разводить гуашь до требуемого состояния или смешивать краску, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Емкость с водой. Карандаш. Мягкий ластик. Тряпочка для вытирания кисти. Гуашь используем художественную белого и синего цветов. Гуа́шь — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Гуашь представляет собой густую, как сметана, пасту и продается в баночках в специальных наборах. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются). С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, даёт возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зелёных лучей. Флуоресцентная гуашь обладает свойством при облучении усиливать свою яркость, что используется при декорационных эффектах в темноте. Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку — белый грунт, бумагу и т. п., что делает их более яркими, при этом краски следует наносить тонким слоем. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять её вне помещений не рекомендуется. Гуашь имеет следующие достоинства: + легко восстанавливается перемешиванием и водой, ею же регулируется «густота» краски + быстро высыхает + практически без запаха + можно не стирать эскиз + можно перекрывать один слой другим, можно их затем смешать + ошибки можно исправлять. Минусы: - очень толстый слой краски будет растрескиваться и осыпаться - кисти необходимо тщательно отмывать - омрачить процесс рисования гуашью может сочетание кисти и «густоты» краски, придется потренироваться и поэкспериментировать, насколько разбавить гуашь, чтоб краска ложилась ровно и какую кисточку лучше взять. Подготовка гуаши к работе. Перед началом работы нужно тщательно перемешать гуашь до однородной консистенции, взять необходимое количество краски на палитру и там уже готовить нужный оттенок. Если воды слишком много – краска получится очень «жидкая», в ней будет мало пигмента и слой краски при высыхании станет прозрачным, через него будут видны карандашные линии эскиза, слой может получиться окрашенным неравномерно. Если воды взять мало, краска будет очень густая, при нанесении на бумагу будет ложиться неравномерно, образуя бугры-неровности как внутри полосы, так и по ее краям. Правильным будет подобрать такую «густоту» гуаши, чтобы она при нанесении на бумагу ложилась равномерно, без бугров, при высыхании краски не должен быть виден ниже лежащий слой или, например, карандашный эскиз. Краска должна быть примерно такой густоты, как жидкая сметана. Краска в баночках со временем расслаивается, внизу становится гораздо «гуще», чем наверху, иногда сверху появляется слой жидкости. Такой гуашью рисовать нельзя, так как пигмент в ней распределен неравномерно. Но это легко поправить, достаточно тщательно перемешать краску в баночке по всей ее глубине. Даже если краска засохла, покрылась трещинами – это тоже не беда. Нужно добавить воды, дать краске постоять, пропитаться ей, но обязательно плотно закрыв баночку, а затем тщательно перемешать и гуашь восстановится. Не окунайте весь ворс кисточки в краску, вполне достаточно 2/3 длины ворса. Если краски набралось на кисть много – оботрите кисточку о край палитры, чтобы снять излишки. Если видите, что ее наносится много на бумагу – снимите излишек с рисунка кистью, не дожидаясь пока краска засохнет. Тщательно мойте кисточку перед тем, как набрать другой оттенок или цвет, «обжимая» ворс об стенки и дно емкости с водой, можно даже обтереть ворс тряпочкой. Обязательно тщательно промывайте кисти по окончании работы – остатки связующего и пигментов гуашевой краски «забивают» ворс, могут испортить кисть или размокнув при последующем использовании перейти на свежую краску, загрязнив ее. Подсохшую краску на палитре можно восстановить до требуемой густоты, добавив воды. Чтобы не переборщить с последней, можно использовать отдельную мягкую чистую кисточку, которую окунуть в чистую воду, а затем аккуратно стряхнуть воду с кисти на гуашь. Размешивать той кисточкой, которой рисуете. Перемешивая гуашь на палитре кистью, старайтесь не допускать образования пузырьков. При высыхании от них на слое краски остаются следы. Слой краски после высыхания станет матовым, что особенно заметно у темных красок и при сильном разведении краски. Если краска разведена достаточно, но следы кисти видны, после высыхания слоя можно провести по нему влажной кистью или нанести второй той же краской и следы исчезнут.

Видео можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/Q455KkAvUP0 или https://youtu.be/LqANW2LEc0Y.

Категория: Гжельская роспись | Добавил: Tatiana (30.03.2020) | Автор: Tatiana
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar