Каталог статей
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость. Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы. Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Работа над составлением композиции: можно решить плоскостную композицию в круге, овале, квадрате путем комбинаций двух-трех элементов орнамента росписи с учетом основных изученных правил композиционного построения или методом перестановки вырезанных из цветной бумаги элементов гжельской росписи (в овале, круге, квадрате). Приступить к зарисовке полученной композиции только тогда, когда она будет отвечать всем правилам композиционного построения. Эскиз выполняют в. масштабе 1 : 2 красками (гуашь, акварель). После выбора наиболее выразительного эскиза учащиеся приступают к графическому исполнению рисунка на кальке. При построении композиции в круге, квадрате, овале с симметричным рисунком начинают работу с обозначения центра композиции, затем делят лист кальки в натуральную величину будущего изделия на необходимое количество частей. Отрабатывают графический рисунок лишь на одной части кальки и затем переносят рисунок на основные части кальки. Разработка эскизов в цвете, выбор наиболее выразительного эскиза. Обработка заготовки наждачной бумагой с последующим покрытием поверхности клеем с добавлением краски белого цвета. Надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Последовательность росписи фарфоровой вазы. 1. Краску выкладываем на палитру добавляем воду и растираем круговыми движениями до состояния жидкой сметаны. Расписываем вазу. 2. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Простым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от карандаша при обжиге выгорает). 3. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - основание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и поворачиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе черепок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде. 4. Все операции росписи по фарфору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - пористая фактура, чёрный цвет краски и сферическая поверхность вазы. 5. Выполняем «завитушки». 6. Делаем «реснички». 7. Элемент «вилюшка», или «пружинка». 8. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпечаток в форме капли. 9. Элемент «ёлочка». 10. Туловище вазы расписано. 11. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутящийся столик. Левой рукой мастер раскручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орнамента на «плечиках» и «горле» вазы. 12. Раскручивая с постоянной скоростью турнетку, подносим кисть с набранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. Отводка широкая с тенью. 13. Выполняем несколько отводок: две широких и несколько тонких. 14. Тонкими тёмными линиями делаем сетку. 15. Для «оживления» сетки на пересечении линий наносим тёмные точки тонкой кистью с тупым концом. 16. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевидными однотонными мазками. 17. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки. 18. Тонкой кистью делаем длинные капельки «волной», и отводку дополняем тёмными точками для придания ритма. 19. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».
Составление композиции с применением гжельских мотивов. Работа над составлением композиции: можно решить плоскостную композицию в круге, овале, квадрате путем комбинаций двух-трех элементов орнамента росписи с учетом основных изученных правил композиционного построения или методом перестановки вырезанных из цветной бумаги элементов гжельской росписи (в овале, круге, квадрате). Приступить к зарисовке полученной композиции только тогда, когда она будет отвечать всем правилам композиционного построения. При построении композиции в круге, квадрате, овале с симметричным рисунком начинают работу с обозначения центра композиции, затем делят лист кальки в натуральную величину будущего изделия на необходимое количество частей. Отрабатывают графический рисунок лишь на одной части кальки и затем переносят рисунок на основные части кальки. Разработка эскизов в цветке, выбор наиболее выразительного эскиза. Эскиз выполняют в. масштабе 1 : 2 красками (гуашь, акварель). После выбора наиболее выразительного эскиза учащиеся приступают к графическому исполнению рисунка на кальке. При росписи заготовок после подготовки красок в них добавляют немного клея ПВА. Рисуя эскиз – не давите сильно на карандаш; бороздки-впадинки, куда будет затекать краска. Хотя гуашь и кроющая краска, не стоит все же рисовать эскиз толстыми темными линиями. Легкие, светлые тонкие линии закрываются гуашью легко.
| |
| |
Просмотров: 209 | |
Всего комментариев: 0 | |