Каталог статей


Композиция гжельской росписи. Выполнение эскиза изделия. Подготовка основы к росписи.

 

При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Работа над составлением композиции: можно решить плоскостную композицию в круге, овале, квадрате путем комбинаций двух-трех элементов орнамента росписи с учетом основных изученных правил композиционного построения или методом перестановки вырезанных из цветной бумаги элементов гжельской росписи (в овале, круге, квадрате). Приступить к зарисовке полученной композиции только тогда, когда она будет отвечать всем правилам композиционного построения.       

Эскиз выполняют в. масштабе 1 : 2 красками (гуашь, акварель). После выбора наиболее выразительного эскиза уча­щиеся приступают к графическому исполнению рисунка на кальке.

При построении композиции в круге, квадрате, овале с симметричным рисунком начинают работу с обозначения центра ком­позиции, затем делят лист кальки в натуральную величину будущего изделия на необходимое количество частей. Отрабатывают графический рисунок лишь на одной части кальки и затем пере­носят рисунок на основные части кальки.

Разработка эскизов в цвете, выбор наиболее выразительно­го эскиза.

Обработка заготовки наждач­ной бумагой с последующим покрытием поверхности клеем с добавлением краски белого цвета.

Надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

Последовательность росписи фарфоровой вазы.

1. Краску выкла­дываем на палитру добавляем воду и растираем круговыми дви­жениями до состояния жидкой смета­ны. Расписываем вазу.

2. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Прос­тым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от каран­даша при обжиге выгорает).

3. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - осно­вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и повора­чиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе чере­пок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.

4. Все операции росписи по фар­фору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - порис­тая фактура, чёрный цвет краски и сфе­рическая поверхность вазы.

5. Выполняем «завитушки».

6. Делаем «реснички».

7. Элемент «вилюшка», или «пружинка».

8. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпеча­ток в форме капли.

9. Элемент «ёлочка».

10. Туловище вазы расписано.

11. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутя­щийся столик. Левой рукой мастер рас­кручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орна­мента на «плечиках» и «горле» вазы.

12. Раскручивая с постоянной ско­ростью турнетку, подносим кисть с на­бранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. От­водка широкая с тенью.

13. Выполняем несколько отво­док: две широких и несколько тонких.

14. Тонкими тёмными линиями делаем сетку.

15. Для «оживления» сетки на пе­ресечении линий наносим тёмные точ­ки тонкой кистью с тупым концом.

16. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевид­ными однотонными мазками.

17. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки.

18. Тонкой кистью делаем длин­ные капельки «волной», и отводку до­полняем тёмными точками для прида­ния ритма.

19. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».

 

Составление композиции с применением гжельских мотивов.

Работа над составлением композиции: можно решить плоскостную композицию в круге, овале, квадрате путем комбинаций двух-трех элементов орнамента росписи с учетом основных изученных правил композиционного построения или методом перестановки вырезанных из цветной бумаги элементов гжельской росписи (в овале, круге, квадрате). Приступить к зарисовке полученной композиции только тогда, когда она будет отвечать всем правилам композиционного построения.       

При построении композиции в круге, квадрате, овале с симметричным рисунком начинают работу с обозначения центра ком­позиции, затем делят лист кальки в натуральную величину будущего изделия на необходимое количество частей. Отрабатывают графический рисунок лишь на одной части кальки и затем пере­носят рисунок на основные части кальки.

Разработка эскизов в цветке, выбор наиболее выразительно­го эскиза.

Эскиз выполняют в. масштабе 1 : 2 красками (гуашь, акварель). После выбора наиболее выразительного эскиза уча­щиеся приступают к графическому исполнению рисунка на кальке.

При росписи заготовок  после подготовки красок в них добавляют немного клея ПВА.

Рисуя эскиз – не давите сильно на карандаш; бороздки-впадинки, куда будет затекать краска. Хотя гуашь и кроющая краска, не стоит все же рисовать эскиз толстыми темными линиями. Легкие, светлые тонкие линии закрываются гуашью легко.
 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/116/85116456_large_20101544547101m750x740u2d4a7.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/116/85116407_large_11100837174063m750x740.jpg

Категория: Гжельская роспись | Добавил: Tatiana (30.03.2020) | Автор: Tatiana
Просмотров: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar