Каталог файлов
[ Скачать с сервера (545.6 Kb) ] | 04.05.2019, 22:54 |
Теоретическая часть. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмичная организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Практическая работа. Упражнения: 1. Выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого. 2. Изобразить тишину и громкий звук. Выразить понятия: тихо – громко, тонко – грубо, плавно – резко. 3. Появление из хаоса линий закономерности: движение в ряд, уменьшение или увеличение диаметра спирали, сгущение или разрежение линий, точек. 4. Нарастание или убывание пятна цвета, линии, формы силуэта в своём зрительном значении. Цели занятия: Тип занятия: сообщение нового материала. Форма занятия: комбинированное занятие с использованием исследовательской деятельности учащихся. Словесные: беседа, объяснение, художественное слово. Наглядные: демонстрация готовых образцов. Практические: показ способов изготовления изделия. Материалы, оборудование, инструменты: Таблицы по теме. Альбом, карандаш, уголь, краски гуашевые, кисти, баночка для воды, палитра. 1. Вводная часть. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. 1. Какое настроение угадывается в каждом рисунке? 2. Пробуем графические материалы. Пробуем классифицировать листы по их настроению. (графически – резкие, мягкие, плавно – музыкальные и т. д.) 3. Определить настроение в использовании свойств ритма, цвета, тона, формы. 2. Основная часть.
Рисунок передает форму предмета, его очертания, это - структурная основа любого изображения в изобразительном искусстве. Основные виды рисунка: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.
Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т. д. Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.
Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно - выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т.д. По начертанию линии могут быть длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.. По направлению линии различаются на: горизонтальные; вертикальные; наклонные; диагональные.
Существуют вида линий: Прямые вертикальные линии – передают стремление вверх, динамичность. Прямые наклонные линии – создают ощущение неустойчивости, постепенного движения, причём, чем больше наклон у этих линий, тем активнее воспринимается движение. Ломаная линия – это самая напряжённая по пластике линия, она несёт в себе элемент агрессивности, означает переменное движение. Изогнутые, надломленные линии художники используют для передачи определенных эмоций. Они необычайно динамичны и выразительны. Волнистые линии означают равномерное плавное движение, качание. Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств. Изобразительные средства могут находиться в гармонии друг с другом и в дисгармонии, могут располагаться хаотично или в каком-либо порядке, но в каждом случае будет получена своя, весьма предсказуемая реакция зрителя. Знание выразительных возможностей линии помогает решению творческих задач. Нюансные отношения (очень похожих друг на друга линий) могут восприниматься, как шепот, тишина, покой, нежность. Количественное соотношение темного – светлого в пользу темного может воздействовать угнетающе, как подавление чего-то слабого. Контрастные сочетания линий, противоположных по своим свойствам, воспринимаются, как крик, беспокойство, резкость. Близко расположенные к нам линии (насыщенные по тону и цвету, фактурные). Далёкие от нас линии (бледнее, тоньше, менее детальные по форме). Грамотное применение линий с заданными свойствами (толщина, светлота, фактура, цвет), позволяет передавать пространственные ощущения в рисунке, не прибегая к средствам линейной перспективы. Выразительность линии Даже малышам не трудно почувствовать в рисунке игру разнообразых по свойствам линий. Выразительность графики часто определяется простым контрастом. Линии могут быть прямыми или кривыми, толстыми или тонкими. Линия обладает цветом, тоном и фактурой. У линии есть солирующие роли, когда она может восприниматься как самостоятельный изобразительный элемент, когда она «рисуется» перед нами во всей своей красе (декоративная). И есть вспомогательные роли, когда линия пытается что-то нарисовать. Линия может быть непонятной, но невероятно красивой. А может быть ясной и точной, как в техническом чертеже, но сухой и скучной. Точка - в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно- прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.
Другим важным средством выразительности рисунка является тональное пятно. Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение. Чтобы выделить тёмные пятна в рисунке используется штриховка - плотные ряды линий, которые могут быть параллельными, перекрещивающимися и т.д. штриховка может быть энергичной или, наоборот, лёгкой, «мягкой». Это - часть листа бумаги, покрытая штрихом. Штрих, дающий тональное пятно, сам может быть средством выразительности, так как способен давать различные фактуры. Что такое ритм? Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объемов. Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов). С помощью ритма можно передать движение на плоскости. Характер ритма линейных элементов бесконечно разнообразен. Несмотря на это, легко уловить самые общие закономерности в воздействии того или иного ритма на человека. Равномерное чередование линий нас успокаивает, динамическое - возбуждает. Напрашивается прямая аналогия с воздействием музыкальных ритмов на человека. 1. Выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого. 2. Изобразить тишину и громкий звук. Выразить понятия: тихо – громко, тонко – грубо, плавно – резко. 3. Появление из хаоса линий закономерности: движение в ряд, уменьшение или увеличение диаметра спирали, сгущение или разрежение линий, точек. 4. Нарастание или убывание пятна цвета, линии, формы силуэта в своём зрительном значении. 5. Выражение музыкальности и шума.
3. Заключительная часть. Подведение итогов Выставка работ, обсуждение. | |
| |
Просмотров: 874 | Загрузок: 24 | |
Всего комментариев: 0 | |