Каталог файлов


Основы изобразительного язык искусства. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
[ Скачать с сервера (545.6 Kb) ]04.05.2019, 22:54

Теоретическая часть. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмичная организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Практическая работа. Упражнения: 1. Выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого. 2. Изобразить тишину и громкий звук. Выразить понятия: тихо – громко, тонко – грубо, плавно – резко. 3. Появление из хаоса линий закономерности: движение в ряд, уменьшение или увеличение диаметра спирали, сгущение или разрежение линий, точек. 4. Нарастание или убывание пятна цвета, линии, формы силуэта в своём зрительном значении.

Цели занятия:
а) эстетическая: развитие эстетического восприятия;
б) воспитательная: воспитывать творческое мышление;
в) познавательная: познакомить с видом изобразительного искусства - декоративной графикой, ее приемами и выразительными средствами.
Задачи занятия
а) развивающая: развитие фантазии, воображения.
б) техническая: приобретение и совершенствование навыков работы в графической технике- декоративная графика.

Тип занятия: сообщение нового материала.

Форма занятия: комбинированное занятие с использованием исследовательской деятельности учащихся.
Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстрация готовых образцов.

Практические: показ способов изготовления изделия.

Материалы, оборудование, инструменты: Таблицы по теме. Альбом, карандаш, уголь, краски гуашевые, кисти, баночка для воды, палитра.

1. Вводная часть.
Объявление темы.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

1. Какое настроение угадывается в каждом рисунке?

2. Пробуем графические материалы. Пробуем классифицировать листы по их настроению. (графически – резкие, мягкие, плавно – музыкальные и т. д.)  

3. Определить настроение в использовании свойств ритма, цвета, тона, формы.

2. Основная часть.

  • живописи. Живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, объём, ритм, форма и пропорции, светотень, композиция, воздушная и линейная перспектива и т. д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. Каркасом картины является рисунок.

Рисунок передает форму предмета, его очертания, это - структурная основа любого изображения в изобразительном искусстве.

Основные виды рисунка: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

  • цветов, цветовые гармония и контраст, тональные отношения образуют в живописи колорит. Благодаря светотени создается иллюзия объема, выпуклости. Светотень образуется тонким и точным сочетанием освещенной и неосвещенной стороны изображаемых в картине предметов. Впечатление глубины достигается использованием закона перспективы. Линейная перспектива дает возможность построить кажущиеся очертания предметов, а воздушная – изменение в цвете и очертаниях. Композиция это - ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия. Изобразительные средства живописи - линия, штрих, пятно. Большое значение имеет также характер мазка.

Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т. д.

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.
Линия - основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

  • выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения: создаёт настроение, доносит замысел рисующего.

Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно - выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т.д.

По начертанию линии могут быть длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д..
По характеру линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.

По направлению линии различаются на: горизонтальные; вертикальные; наклонные;

диагональные.

  • может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая. Характер линии выражает эмоции, чувства художника. Линия может плавно и размеренно очерчивать формы, а может быть резкой, порывистой, и тогда зрителю передаётся ощущение силы и энергии. В рисунке очень важно, как чередуются линии, какие интервалы между ними. Особенности самих линий и паузы между ними создают особый ритм, подобный ритму музыки. Она способна напрягаться, таять в листе, исчезать. Линии могут прятаться друг за друга, быть жесткими или вялыми, резкими или мягкими. Линия – это средство создания образа. Разнообразие линий необходимо для того, чтобы создаваемый образ был выразительнее. Для чертежей применяют жесткую линию, для рисунка и набросков - легкую, живописную, певучую. Очень важно знать, что все линии в зависимости от характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя.

Существуют вида линий:
Прямые: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
Кривые: окружности, дуги.
Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы и их отрезки.
Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания.
Прямые горизонтальные линии – ассоциируются с горизонтом, вызывают чувство покоя, стабильности, устойчивости.

Прямые вертикальные линии – передают стремление вверх, динамичность.

Прямые наклонные линии – создают ощущение неустойчивости, постепенного движения, причём, чем больше наклон у этих линий, тем активнее воспринимается движение.

Ломаная линия – это самая напряжённая по пластике линия, она несёт в себе элемент агрессивности, означает переменное движение. Изогнутые, надломленные линии художники используют для передачи определенных эмоций. Они необычайно динамичны и выразительны.

Волнистые линии означают равномерное плавное движение, качание.
Спиральные линии показывают замедленное вращательное движение, ускоряющееся к центру.
Круглые линии напоминают замкнутое движение.
Овальные линии показывают устремление формы к фокусам.
Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм. Угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.

Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств.
Ассоциативное восприятие линии

Изобразительные средства могут находиться в гармонии друг с другом и в дисгармонии, могут располагаться хаотично или в каком-либо порядке, но в каждом случае будет получена своя, весьма предсказуемая реакция зрителя. Знание выразительных возможностей линии помогает решению творческих задач.
Эмоциональное состояние композиции формируется не только ее сюжетной драматургией, но и соответствующими изобразительными средствами. Форма должна находиться в гармонии с содержанием.

Нюансные отношения (очень похожих друг на друга линий) могут восприниматься, как шепот, тишина, покой, нежность.

Количественное соотношение темного – светлого в пользу темного может воздействовать угнетающе, как подавление чего-то слабого.

Контрастные сочетания линий, противоположных по своим свойствам,

воспринимаются, как крик, беспокойство, резкость.

Близко расположенные к нам линии (насыщенные по тону и цвету, фактурные).

Далёкие от нас линии (бледнее, тоньше, менее детальные по форме).

Грамотное применение линий с заданными свойствами (толщина, светлота, фактура, цвет), позволяет передавать пространственные ощущения в рисунке, не прибегая к средствам линейной перспективы.

Выразительность линии

Даже малышам не трудно почувствовать в рисунке игру разнообразых по свойствам линий. Выразительность графики часто определяется простым контрастом. Линии могут быть прямыми или кривыми, толстыми или тонкими. Линия обладает цветом, тоном и фактурой.

У линии есть солирующие роли, когда она может восприниматься как самостоятельный изобразительный элемент, когда она «рисуется» перед нами во всей своей красе (декоративная).

И есть вспомогательные роли, когда линия пытается что-то нарисовать.

Линия может быть непонятной, но невероятно красивой. А может быть ясной и точной, как в техническом чертеже, но сухой и скучной.

Точка - в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно- прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.
 

 

 

Другим важным средством выразительности рисунка является тональное пятно.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

Чтобы выделить тёмные пятна в рисунке используется штриховка - плотные ряды

линий, которые могут быть параллельными, перекрещивающимися и т.д. штриховка может быть энергичной или, наоборот, лёгкой, «мягкой». Это - часть листа бумаги,

покрытая штрихом. Штрих, дающий тональное пятно, сам может быть средством

выразительности, так как способен давать различные фактуры.

Что такое ритм?

Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объемов.

Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов). С помощью ритма можно передать движение на плоскости.

Характер ритма линейных элементов бесконечно разнообразен. Несмотря на это, легко уловить самые общие закономерности в воздействии того или иного ритма на человека. Равномерное чередование линий нас успокаивает, динамическое - возбуждает. Напрашивается прямая аналогия с воздействием музыкальных ритмов на человека.
Практическая работа.

1. Выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого.

2. Изобразить тишину и громкий звук. Выразить понятия: тихо – громко, тонко – грубо, плавно – резко.

3. Появление из хаоса линий закономерности: движение в ряд, уменьшение или увеличение диаметра спирали, сгущение или разрежение линий, точек.

4. Нарастание или убывание пятна цвета, линии, формы силуэта в своём зрительном значении.

5. Выражение музыкальности и шума.

 

3. Заключительная часть.

Подведение итогов

Выставка работ, обсуждение.
4. Уборка рабочего места.

Категория: Художественная роспись | Добавил: Tatiana
Просмотров: 874 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar