Каталог файлов


Программа "Художественная роспись"
[ Скачать с сервера (234.7 Kb) ]07.09.2022, 19:41

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н. Ф. Струченкова

 

Принята на заседании

Педагогического совета

от «___» ______________ 2022 г.

Протокол № ______________

  Утверждаю:

  И. о. директора

 _______________________ Т. С. Корпусова

         «___» ___________________ 2022 г.     

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа

художественной направленности

«Художественная роспись»

Уровень – ознакомительный

Возраст обучающихся 7-15 лет

                                                                             Составитель: Соскова Татьяна Ивановна                                       

                                                                             педагог дополнительного образования

 

Согласовано: _____________________                      Ознакомлен: _______________________

Зам. директора по учебно –                                         Руководитель МО классных руководителей

воспитательной работе                                                В. С. Ширяев

В. С. Ширяев                                                              «___» _____________________ 2022 г.

«__» ____________________ 2022 г.

  

 

п. Локоть

2022 г.

Пояснительная записка


   Программа «Художественная роспись» разработана в 2014 г. и переработана в 2020 г. с учетом требований  к  программе дополнительного образования  детей, отражённых  в следующих документах: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 23 мая 2015 г. № 497, Государственная программа «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. от 26 декабря 2017 г. № 1642, Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р и план мероприятий по её реализации на 2015 – 2020 гг., проводимых в рамках «Десятилетия детства», Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей от 30 ноября 2016 г. № 11, Национальный проект «Образование» (протокол от 24 декабря 2018 г. №15) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», Приказ Министерства просвещения РФ от 03. 09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Положение об образовательной программе МБУ ДО Дом детского творчества.  

Содержание программы направлено на:

 - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии  

- формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержка талантливых и способных детей,

- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях творчеством;

- формирование общей культуры

- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей;

- личностное развитие детей, позитивную социализацию и профессиональное самоопределение, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию и творческий труд;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

   Одним из направлений кружковой работы является эстетическое воспитание, тематически связанное с развитием изобразительных способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного творчества, их знакомство с народным искусством росписи. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Содержание программы по обучению обучающихся росписи по дереву, стеклу и ткани направлено на воспитание художественной культуры детей, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

   На занятиях различными видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства обучающиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируется способность видеть красоту вокруг себя, любоваться ей, ценить ее.

   Сущность данной авторской программы состоит в разработке нового содержания образования в области технологии и декоративно – прикладного искусства при сохранении его традиционных целей и ценностей.

   Основная цель программы - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии через знакомство с различными видами росписи, овладение определенным уровнем мастерства росписи разных материалов.

   Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач:

Предметных:

- раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека,

- раскрытие специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация),

- ознакомление с художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства, дополнение имеющихся знаний о пропорции, композиции,

- создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного.

Личностных:

- формирование и развитие художественно-творческих способностей обучающихся, чувства цвета, художественного вкуса;

- привитие любви к традиционному народному искусству, приобщение через декоративно – прикладное творчество к искусству,

- формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа,

- формирование восприятия духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания,

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное творчество, развитие эстетической отзывчивости, обогащение мировосприятия,

- формирование бережного отношения к народному наследию и уважения к народным традициям,

- формирование чувства коллективизма и терпимости к окружающим,

- развитие обще трудовых и специальных умений, навыков и приёмов росписи изделий из различных материалов;

- освоения безопасных практических приемов и навыков росписи изделий из различных материалов, приёмов декорирования,

- формирование навыков работы с различными инструментами и приспособлениями для росписи.

- формирование коммуникативных навыков: по разрешению конфликтов, сотрудничеству и кооперации, постановке вопросов, управлению поведением партнёра, речевых умений,

- воспитание корректного отношения к работе товарищей, уважительного отношения к своему и чужому труду,

- социальное и профессиональное самоопределение;

- формирование способности регулировать собственную деятельность, ставить учебную цель и планировать её реализацию, контролировать свои действия,

- формирование умения ставить проблему, планировать её решение, контролировать свои действия по её решению.

Метапредметные:

- выявление и поддержка одарённых детей,

- развитие глазомера и чувства пропорции, творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей,

- формирование художественного вкуса и творческого подхода к выполнению проектов,

- формирование умения осуществлять информационный поиск, использовать действия моделирования, логические действия, операции и приёмы для выполнения учебных задач.

   Занимаясь в этом кружке, учащиеся могут достичь определенного уровня, достаточного для подготовки к самостоятельной творческой деятельности.

   Программа построена таким образом, что учащиеся совершенствуются не только в мастерстве технологии изготовления изделий, но еще параллельно получают информацию, расширяющую кругозор, систематизируют знания. Данная программа включает в себя ознакомление учащихся с историей происхождения различных видов ремесел декоративно- прикладного искусства, овладение начальными творческими умениями: различными приемами росписи и декорирования.

   Программа создаёт условия для развития у учащихся разных видов творческой деятельности, совершенствует их навыки, позволяет учащимся получить дополнительные знания по декоративно-прикладному искусству. Во время занятий используется разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров.    

   Работа в кружке планируется так, чтобы не дублировался программный материал по труду и изобразительному искусству, а, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения цветоведению, композиции, народным промыслам и современным направления декоративного искусства; чтобы в процессе разработки эскизов дети проявляли выдумку, смекалку, приучались видеть и ценить прекрасное.

  Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся обобщают свои знания о народных ремёслах, современном декоративном искусстве, перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, росписи, аппликации, а также о красоте окружающего нас мира и человеческих чувств.

  Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

  Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокоинтеллектуальной и духовно развитой личности через мастерство и искусство. Для достижения этого служат целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, а также использование следующих приёмов:

  1) организационных:

- составление небольших по количеству детей групп и выстраивание для каждого из них индивидуальной образовательной траектории развития,

- разновозрастный состав групп, назначение на разных этапах работы консультантов из числа детей,

- организация занятий с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

2) ценностных:

- организация заданий по изучению многовекового опыта своего народа,

- формирование уважительного отношения к чужим работам и достижениям,

- организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных способностей,

- формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;

3)  содержательные:

- освоение основных видов художественной росписи,

- совмещение различных освоенных техник для создания своего шедевра,

- образование системы умений и навыков по различным направлениям, развитие моторики. 

   Программа выстраивалась согласно следующим принципам дидактики:

  • принцип доступности и последовательности («построение» учебного процесса от простого к сложному);
  • принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы ориентируются на детей конкретного возраста);
  • принцип наглядности (широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);
  • принцип связи теории с практикой сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе);
  • принцип индивидуализации программы (максимальный учёт особенностей каждого воспитанника);
  • принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
  • принцип актуальности (максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
  • принцип межпредметности (связь программы с другими науками или областями деятельности):
  • принцип систематичности обучения и воспитания.

  Реализация программы предполагает использование следующих технологий:

- личностно – ориентированные, разноуровневой дифференциации,

- деятельностно – ориентированные и развивающие,

- проблемного обучения,

- проектно – исследовательской деятельности,

- информационно – коммуникационные,

- учебного сотрудничества,

- здоровьесберегающие.

  Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение комплекса различного дополнительного материала и техник: роспись по дереву, картону, ткани, керамике и стеклу. Каждый ребёнок в зависимости от индивидуальных способностей проходит программу по своему графику. С каким-то материалом ребёнок работает более увлечённо, с каким-то – возникают сложности. В связи с этим время, отведённое на работу с определённым материалом, либо увеличивается, либо уменьшается. В таких случаях дети, осваивающие программу быстрее, выступают в качестве помощников – консультантов. Группы комплектуются из детей, желающих заниматься в данном объединении, не зависимо от их возраста, что дает дополнительные возможности в подборе помощников, консультантов. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 7 - 15 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно - прикладного искусства. Количество детей в группе 12 - 15 человек. Работу кружка организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Дети, не имеющие навыков работы в данной технике, будут начинать с более простых вариантов. В качестве здоровье сберегающих элементов детям на занятиях разрешается по мере необходимости свободно передвигаться по кабинету, негромко общаться. При изучении каждой темы подразумевается разнообразие вариантов выполняемых работ по степени сложности в зависимости от возможностей детей.

   Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

   Структура занятия:

1. В начале каждого занятия отведено время для теоретической беседы: повторение пройденного и знакомство с новой темой.

2. Затем идёт инструктаж и практическая часть с индивидуальным подходом к каждому ребёнку в зависимости от его персональных способностей.

3. Начиная со второго раздела часть занятия отводится на выполнение творческого проекта.

4. Завершается занятие подведением итогов, просмотром работ, их обсуждением и уборкой рабочих мест.

   Формы занятий:

- экскурсия, заочная экскурсия;

- беседа, рассказ, объяснение, лекция, проблемная лекция,

- показ технических приёмов,

- практическое занятие, тематические задания по подгруппам,

- защита творческой работы, презентация своей работы.

    Данная программа является программой художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

  На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

  Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного и декоративно- прикладного искусства может каждый ребёнок.

   Программа состоит из трёх модулей: «Основы художественного языка изобразительного искусства. Гжельская роспись. Городецкая роспись. Хохломская роспись», «Точечная роспись по дереву и картону. Роспись по стеклу» и «Роспись по ткани». Срок реализации модуля – 1 год. После освоения программного материала одного модуля обучающиеся по их желанию могут быть переведены в группу другого модуля на следующий год обучения.

Условия реализации программы

Для проведения занятий используется хорошо освещённое помещение для рассадки группы обучающихся, численностью 15 человек, оборудованное столами и стульями, раковиной, с местом, оборудованным электрическим утюгом.

Дополнительное оборудование – шкафы для хранения материала для росписи, красок, баночек, палитр, индивидуальных папок.

Работа в объединении организуется педагогом дополнительного образования, обладающим необходимыми компетенциями, владеющим предусмотренными программой техниками.

Материальное обеспечение.

Для раздела «Основы художественного языка изобразительного искусства.  Гжельская роспись. Городецкая роспись. Хохломская роспись»: краски гуашевые, альбомы или ватманы, клей ПВА, гуашевые краски, деревянные заготовки для росписи, лак для дерева.

Для раздела «Роспись по дереву и картону»: контуры и краски по дереву и картону, клей ПВА, гуашевые краски, деревянные заготовки для росписи, лак для дерева.

Для раздела «Роспись по стеклу и керамике»: стеклотара, контуры и краски по стеклу и керамике, клей ПВА, гуашевые и акриловые краски, лак для дерева или стекла.

Для раздела «Роспись по ткани»: контуры и краски по ткани, резервирующий состав, клей ПВА, гуашевые и акриловые краски, соль, парафин или воск, рамы, ткань.

Категория: Программы образовательные | Добавил: Tatiana
Просмотров: 2993 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar