Каталог файлов
[ Скачать с сервера (5.09 Mb) ] | 10.09.2022, 15:15 |
Пояснительная записка Программа «Сувенир» разработана с учетом требований к программе дополнительного образования детей, отражённых в нормативных документах. Содержание программы направлено на: - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, - формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержка талантливых и способных детей, - удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях творчеством; - формирование общей культуры - обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей; - личностное развитие детей, позитивную социализацию и профессиональное самоопределение, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию и творческий труд; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 8-15 летнего возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби). Основная цель программы - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии через знакомство с различными видами декоративно – прикладного творчества, овладение определенным уровнем мастерства в изготовлении изделий из разных материалов. Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач: Предметных: - раскрытие специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация), - ознакомление с художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства, дополнение имеющихся знаний о пропорции, композиции, - развитие глазомера и чувства пропорции, творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей, - формирование художественного вкуса и творческого подхода к выполнению проектов, - освоения безопасных практических приемов и навыков изготовления изделий из различных материалов, приёмов декорирования, - формирование навыков работы с различными инструментами и приспособлениями для изготовления изделий. Личностных: - формирование и развитие художественно-творческих способностей обучающихся, чувства цвета, художественного вкуса; - привитие любви к традиционному народному искусству, приобщение через декоративно – прикладное творчество к искусству, - формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа, - формирование восприятия духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания, - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное творчество, развитие эстетической отзывчивости, обогащение мировосприятия, - создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного, - формирование бережного отношения к народному наследию и уважения к народным традициям, - формирование чувства коллективизма и терпимости к окружающим, - формирование коммуникативных навыков: по разрешению конфликтов, сотрудничеству и кооперации, постановке вопросов, управлению поведением партнёра, речевых умений, - воспитание корректного отношения к работе товарищей, уважительного отношения к своему и чужому труду, - формирование способности регулировать собственную деятельность, ставить учебную цель и планировать её реализацию, контролировать свои действия. Метапредметных: - раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, - выявление и поддержка одарённых детей, - социальное и профессиональное самоопределение; - формирование умения осуществлять информационный поиск, использовать действия моделирования, логические действия, операции и приёмы для выполнения учебных задач, - формировать умения ставить проблему, планировать её решение, контролировать свои действия по её решению, - развитие обще трудовых и специальных умений, навыков и приёмов изготовления изделий из различных материалов. Занимаясь в этом объединении, учащиеся могут достичь определенного уровня, достаточного для подготовки к самостоятельной профессиональной и творческой деятельности. Программа построена таким образом, что учащиеся совершенствуются не только в мастерстве технологии изготовления изделий, но еще параллельно получают информацию, расширяющую кругозор, систематизируют знания. Данная программа включает в себя ознакомление учащихся с историей происхождения различных видов ремесел декоративно- прикладного искусства, овладение начальными профессиональными умениями: различными приемами изготовления сувениров и декорирования. Программа создаёт условия для развития у учащихся разных видов творческой деятельности, совершенствует их навыки, позволяет учащимся получить дополнительные знания по декоративно-прикладному искусству. Во время занятий используется разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. Программа «Сувенир» приобретает актуальность в связи с сокращением количества часов технологии, отводимых на рукоделие, в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания сувениров, игрушек и подарков. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности, выстаиваются взаимоотношения. Новизна программы - в её направленности как на младших школьников, так и на обучающихся среднего звена. У младших школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Педагогическая целесообразность программы заключается в занятости детей и их предпрофессиональном развитии, а также раскрытии творческого потенциала личности и побуждении к достижению поставленных целей. Для достижения этого служат целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, а также использование следующих приёмов: 1) организационных: - составление небольших по количеству детей групп и выстраивание для каждого из них индивидуальной образовательной траектории развития, - разновозрастный состав групп, назначение на разных этапах работы консультантов из числа детей, - организация занятий с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи; 2) ценностных: - организация заданий по изучению многовекового опыта своего народа, - формирование уважительного отношения к чужим работам и достижениям, - организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных способностей, - формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям; 3) содержательные: - освоение основных видов художественной росписи, - совмещение различных освоенных техник для создания своего шедевра, - образование системы умений и навыков по различным направлениям, развитие моторики. Программа выстраивалась согласно следующим принципам дидактики:
Реализация программы предполагает использование следующих технологий: - личностно – ориентированные, разноуровневой дифференциации, - деятельностно – ориентированные и развивающие, - проблемного обучения, - проектно – исследовательской деятельности, - информационно – коммуникационные, - учебного сотрудничества, - здоровьесберегающие. Отличительной особенностью данной программы от других является наличие разнообразных тем, отвечающих современным запросам детей и подростков, а также характера и способов изложения материала, взаимосвязи разных по структуре тем, опирающихся не только на опыт предыдущих поколений, но и на современные тенденции; а так же информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ. В содержание обучения введении не только традиционные приёмы плетения, шитья, валяния, а также привнесённого в нашу страну через Прибалтийские республики из Западной Европы, отдельные обособленные направления стран Востока. В современном, быстро развивающемся мире не многие родители могут научить своих детей делать предметы декоративно-прикладного творчества. Это искусство имеет многовековую историю, но в наше время утеряны многие народные традиции в этой области. Существует социальный заказ родителей на обучение по данной программе, при реализации которой воспитанники научатся разным техникам декоративно-прикладного творчества и смогут передать свой опыт следующим поколениям. В этом заключается актуальность данной программы. Программа стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современных видов декоративно-прикладного творчества. Как неотъемлемая часть народного искусства, декоративно-прикладное творчество всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры своего народа. Программа разработана таким образом, что во время работы объединения дети не только осваивают тайны мастерства ремесла, но и пытаются найти новые оригинальные соединения традиций и современных стилей». Ребёнок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку. С каким-то материалом ребёнок работает более увлечённо, с каким-то – возникают сложности. В связи с этим время, отведённое на работу с определённым материалом, либо увеличивается, либо уменьшается. В таких случаях дети, осваивающие программу быстрее, выступают в качестве помощников – консультантов. Группы комплектуются из детей, желающих заниматься в данном объединении, не зависимо от их возраста, что дает дополнительные возможности в подборе помощников, консультантов. В группу любого года обучения принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей) при наличии свободных мест. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 8 - 15 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно - прикладного искусства. Количество детей в группе 12 - 15 человек. Работа объединения организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Дети, не имеющие навыков работы в данной технике, будут начинать с более простых вариантов. В качестве здоровье сберегающих элементов детям на занятиях разрешается по мере необходимости свободно передвигаться по кабинету, негромко общаться. При изучении каждой темы подразумевается разнообразие вариантов выполняемых работ по степени сложности в зависимости от возможностей детей. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения); метод творческих проектов. Структура занятий Структура теоретического занятия 1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально. 2. Изложение нового материала: объяснение педагога или сообщения учеников. 3. Закрепление материала: беседа по вопросам. 4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально. 5. Подведение итогов. Рефлексия. Структура практического занятия 1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования. 2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля. 3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Наставничество. 4. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест. Формы занятий: - экскурсия, заочная экскурсия; - беседа, рассказ, объяснение, лекция, проблемная лекция, - показ технических приёмов, - практическое занятие, тематические задания по подгруппам, - защита творческой работы, презентация своей работы. Данная программа является программой художественной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной. Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного и декоративно- прикладного искусства может каждый ребёнок. Программный материал представлен тремя модулями: «Аппликация из ткани и сувениры из фетра», «Пластика и узелковое плетение» и «Валяние из шерсти». Срок реализации модуля – 1 год. После освоения программного материала одного модуля обучающиеся по их желанию могут быть переведены в группу другого модуля на следующий год обучения. Планируемые результаты по модулю «Аппликация из ткани и сувениры из фетра» Предметные: - знают историю возникновения традиционных и современных видов аппликации и работы с фетром; - имеют представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения; - знают приемы выполнения эскизов и подготовительных рисунков и создают эскизы для изготовления изделий с использованием основных законов цветоведения и композиции; - владеют различными приёмами выполнения аппликации и изготовления изделий из фетра; - распознают виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого для работы с различными материалами при изготовлении изделий; - подбирают и используют материалы с учетом характера изделия и технологии его изготовления; - подбирают и применяют инструменты и оборудование с учетом требований технологии; - умеют составлять творческие декоративные композиции с использованием основных приёмов создания декоративных композиций, стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, умеют при этом прогнозировать результат, ставить задачи при выполнении изделий, находить информацию, стремятся и умеют самостоятельно планировать технологический процесс и процесс изготовления изделия; - умеют самостоятельно терпеливо, аккуратно и эстетически грамотно выполнять изделия в изученных техниках аппликации и шитья по составленному алгоритму, контролируя свои действия, стремясь добиться хороших результатов; - знают требования к качеству выполнения и отделки художественных изделий и соблюдают их. Личностные: - уважительно относятся к наследию своего народа, различают основные виды традиционных ремёсел народов России; - проявляют стойкий интерес к декоративно-прикладному, народному искусству и к изготовлению сувениров своими руками; - развит навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - умеют работать в коллективе в сотрудничестве и кооперации, избегая конфликтов, уважительно относясь к своему и чужому труду, выслушивая и учитывая мнения партнёров, управляя его поведением, сотрудничая с ними и педагогом; - умеют правильно выражать свои мысли, ставить вопросы; - привито умение доводить начатое до конца. Метапредметные: - знают и соблюдают правила внутреннего распорядка, требование безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены; - умеют характеризовать и анализировать произведения мастеров декоративно – прикладного творчества, обогащая мировосприятие, добывать о них информацию; - рационально используют учебную и дополнительную информацию для проектирования и создания изделий; - владеют методами чтения и способами графического представления технологической информации; - применяют общенаучные знания в процессе изготовления изделий для обоснования и аргументации рациональности деятельности; - сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, анализируют конструкции предлагаемых изделий, делают простейшие обобщения; группируют предметы по их общему признаку; - находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользуются памятками Планируемые результаты по модулю «Узелковое плетение и пластика» Предметные: - знают историю возникновения современных видов узелкового плетения и лепки из полимерной глины; - умеют характеризовать и анализировать произведения мастеров декоративно – прикладного творчества, обогащая мировосприятие, добывать о них информацию; - имеют представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения; - знают приемы выполнения эскизов и подготовительных рисунков и создают эскизы для изготовления изделий с использованием основных законов цветоведения и композиции; - владеют различными приёмами плетения и лепки; - распознают виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого для работы с различными материалами при изготовлении изделий; - подбирают и используют материалы с учетом характера изделия и технологии; - подбирают и применяют инструменты и оборудование с учетом требований технологии; - умеют составлять творческие декоративные композиции с использованием основных приёмов создания декоративных композиций, стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, умеют при этом прогнозировать результат, ставить задачи при выполнении изделий, находить информацию, стремятся и умеют самостоятельно планировать технологический процесс и процесс изготовления изделия; - знают требования к качеству выполнения и отделки художественных изделий и соблюдают их. Личностные: - уважительно относятся к наследию своего народа, различают основные виды традиционных ремёсел народов России; - проявляют стойкий интерес к декоративно-прикладному, народному искусству и к изготовлению сувениров своими руками; - развит навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - умеют работать в коллективе в сотрудничестве и кооперации, избегая конфликтов, уважительно относясь к своему и чужому труду, выслушивая и учитывая мнения партнёров, управляя его поведением, сотрудничая с ними и педагогом; - умеют правильно выражать свои мысли, ставить вопросы; - привито умение доводить начатое до конца. Метапредметные: - знают и соблюдают правила внутреннего распорядка, требование безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены; - рационально используют учебную и дополнительную информацию для проектирования и создания изделий; - владеют методами чтения и способами графического представления технологической информации; - применяют общенаучные знания в процессе изготовления изделий для обоснования и аргументации рациональности деятельности; - умеют самостоятельно терпеливо, аккуратно и эстетически грамотно выполнять изделия в изученных техниках плетения и лепки по составленному алгоритму, контролируя свои действия, стремясь добиться хороших результатов; - сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, анализируют конструкции предлагаемых изделий, делают простейшие обобщения; группируют предметы по их общему признаку; - находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользуются памятками. Планируемые результаты по модулю «Валяние из шерсти» Предметные: - знают историю возникновения современных видов валяния из шерсти; - умеют характеризовать и анализировать произведения мастеров декоративно – прикладного творчества, обогащая мировосприятие, добывать о них информацию; - имеют представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения; - знают приемы выполнения эскизов и подготовительных рисунков и создают эскизы для изготовления изделий с использованием основных законов цветоведения и композиции; - знают виды и свойства материалов, применяемых в валянии, умеют их использовать; - владеют различными приёмами валяния; - применяют свои знания для работы с различными материалами; - умеют составлять творческие декоративные композиции с использованием основных приёмов создания декоративных композиций, стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, умеют при этом прогнозировать результат, ставить задачи при выполнении изделий, находить информацию, стремятся и умеют самостоятельно составлять алгоритм изготовления; - сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, анализируют конструкции предлагаемых изделий, делают простейшие обобщения; группируют предметы по их общему признаку; - имеют представление об инструментах, используемых в работе, и умеют пользоваться различными инструментами, используемыми при валянии, объяснять их выбор; - знают требования к качеству выполнения и отделки художественных изделий и соблюдают их. Личностные: - уважительно относятся к наследию своего народа, различают основные виды традиционных ремёсел народов России; - развит стойкий интерес к декоративно-прикладному и народному искусству; - умеют работать в коллективе в сотрудничестве и кооперации, избегая конфликтов, уважительно относясь к своему и чужому труду, выслушивая и учитывая мнения партнёров, управляя его поведением, сотрудничая с ними и педагогом; - умеют правильно выражать свои мысли, ставить вопросы; - привито умение доводить начатое до конца. Метапредметные: - знают и соблюдают правила внутреннего распорядка, требование безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены; - находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользуются памятками; - умеют терпеливо, аккуратно и эстетически грамотно выполнять изделия в изученных техниках валяния по составленному алгоритму, контролируя свои действия, стремясь добиться хороших результатов. | |
| |
Просмотров: 62 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |