Каталог файлов


Научно- методическое сопровождение деятельности педагога как условие повышения качества преподавания предметной области «Технология»
[ Скачать с сервера (26.2 Kb) ]23.08.2021, 23:32

Отличительной чертой образования рубежа ХХ - ХХI века является динамизм: за последние десятилетия в системе образования произошли серьезные изменения, затронувшие все субъекты этого процесса.
   Происходит переход от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Так в современных быстро меняющихся условиях требуется и творческий учитель, отличающийся мобильностью, активностью, гибкостью, применяющий на своих занятиях различные педагогические технологии, способный успешно и быстро решать педагогические задачи. Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В условиях реформирования системы образования предъявляются новые требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам педагога. Педагогическая наука характеризует современного учителя «как педагога-профессионала, широко образованного и культурного человека, гуманиста и интеллигента, реализующего инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения».

   В Концепции преподавания предметной области «Технология» это определяется следующими задачами:

  • модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам Ворлдскиллс.
  • формирование ключевых навыков в сфере информационных
    и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в рамках учебных предметов «Технология» и «Информатика и ИКТ» и их использование в ходе изучения других предметных областей (учебных предметов);
  • создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся (включая продолжение образования), обладающих высокой мотивацией
    и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, расширение олимпиад НТИ; широкое участие в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах
    по стандартам Ворлдскиллс, учет достижений обучающихся в системе «Паспорт компетенций».

Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо:

  • адаптировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные общеобразовательные программы
    к новым целям и задачам предметной области «Технология», предусматривая вариативность ее освоения;
  • предоставить обучающимся возможность использовать цифровые ресурсы (инструменты, источники и сервисы) в работе на всех предметах, включая процедуры итоговой аттестации, так, как они используются сегодня
    в профессиональной и повседневной деятельности человека;
  • использовать ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков, включая «Кванториумы», центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), площадок для проверки бизнес-идей, связанных с промышленным производством (фаблабы), специализированных центров компетенций (включая Ворлдскиллс), музеев, организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального образования и профессионального обучения, а также государственных и частных корпораций, их фондов и образовательных программ. Эти ресурсы предполагается использовать для создания и апробации модулей учебного предмета «Технология» и межпредметных проектных модулей. После экспертизы на федеральном уровне (с использованием краудсорсинга) успешные модули будут доработаны с привлечением грантовой поддержки для включения в открытую федеральную базу, с бесплатным использованием которой общеобразовательные организации смогут самостоятельно и вариативно, с соблюдением требованием примерной основной образовательной программы, создавать рабочие программы учебного предмета «Технология» и межпредметных проектов;
  • использовать социальные и профессиональные личностно значимые
    и общественно значимые практики, обеспечивающие получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики региона, в центрах молодежного инновационного творчества, центрах компетенций Ворлдскиллс, детско-взрослых производствах, в поддержании школьной ИКТ-инфраструктуры
    и консультировании учителей и в школьных компаниях, в том числе входящих
    в движение «Достижения молодых»; получаемый образовательной организацией
    за счет деятельности обучающихся доход может быть использован
    их непосредственных интересах.

   Поэтому возникла необходимость в качественно иной подготовке учителя, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

    При внедрении профессионального Стандарта педагога и ФГОС, учёными делается акцент на научный компонент сопровождения, что подчеркивает значимость готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не просто на основе собственной интуиции, приобретенного опыта, методом «проб и ошибок». В связи с этим востребовано превращение методического сопровождения в научно-методическое. Корректировка реализуемой работы методических служб возможна при разработке стратегии профессионального совершенствования учителя с использованием средств научно-методического сопровождения. Сущность данной технологии, по мнению К.С. Шумаковой, состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога. Это касается не только учителя, например, технологии, но и любого учителя.

   Главная особенность научно-методического сопровождения заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а ориентируется на индивидуальные запросы, личностные качества и профессиональные потребности конкретного педагога. Инновационность научно-методического сопровождения заключается в персонифицированности и мобильности; способности учитывать динамику индивидуального развития педагога и всего педагогического коллектива; вариативности; «векторности»; навигационном характере; продуктивном взаимодействии субъектов сопровождения; оказании помощи педагогу при проектировании программы профессионально-личностного развития и реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута; опережающем характере и предоставлении возможности педагогу преодолеть профессиональные и личностные затруднения.

   Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности; взаимодействие с педагогами, группами педагогов общеобразовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.

Функции методических служб:

  • обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;
  • консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
  • диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;
  • психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;
  • коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
  • адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной  среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
  • информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
  • проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;
  • направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;
  • выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и про­фессионального роста педагогов;
  • оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;
  • осуществление редакционно-издательской деятельности;
  • организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

    Структура научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации представляется как комплексная реализация видов деятельности сопровождающего и способов сопровождения: психологическая поддержка (фасилитация, модерирование, супервизия); организация педагогического взаимодействия (сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество); подготовка к рефлексивной деятельности (диалог и полилог, консалтинг, опека).

   Фасилитация (стимулирование, вдохновение) рассматривается как процесс влияния на мотивацию профессионально-личностного развития педагогов, ценностного отношения к педагогической деятельности и усвоение смыслов как элементов личностного опыта; стимулирования потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

   Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей педагогов и их способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями.

   Супервизия выступает как способ создания для сопровождаемых психологически комфортных условий в общеобразовательной организации для «лечения профессиональных болезней и исправления профессиональных ошибок».

   Организация целенаправленного педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе связана с тем, что в современных условиях ее развития востребовано совместное решение общих задач ФГОС. Появляется необходимость в создании принципиально новой системы профессионального сотрудничества педагогов на основе выбора, индивидуальных запросов, обновления содержания и совершенствования работы по общим проблемам и профессиональным интересам. При этом сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.

В этом контексте актуальны такие способы сопровождения как сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество.

   Сотрудничество выступает как общение, равенство во всем, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в школьном методическом образовательном пространстве.

   Сотворчество трактуется как система взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленных на развитие внутренних творческих возможностей; запуск механизмов самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации каждого участника сопровождения; выстраивание гармонии человеческих отношений; совместное создание, осмысление, оценка инновационного опыта профессиональной деятельности; расширение субъектного пространства личности.

   Соуправление определяется как процесс включения педагогов в проектирование и конструирование новых видов образовательной практики и научного управления этими процессами; создания предпосылок для выстраивания субъект – субъектных отношений, перехода к самоуправлению профессионально-личностным развитием и формированию профессионального и жизненного кредо.

   Наставничество представляется как осознанное взаимодействие по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальное «акме» педагога путем поиска выхода из «кризиса профессиональных компетентностей».

    В современных условиях развития общеобразовательной организации актуальна подготовка педагогов к рефлексивной деятельности. Имеется в виду рассмотрение рефлексии как механизма продуктивного мышления; как особой организации процессов понимания происходящих изменений в системе образования; как процесса самооценки ситуаций и педагогических событий; как фактора активного осмысления собственных действий и поступков других людей.

   Диалог (полилог) – взаимно обогащающий процесс обмена информацией, совместного поиска истины, организации «коммуникативных стратегий узнавания» и пространств межличностных встреч и сотрудничества участников сопровождения.

   Опека – перевод деятельности педагогов в инновационный режим совместного поиска рабочих ориентиров, обновления профессионального опыта, преобразования профессионально и личностно значимых смыслов; создание условий для успешного профессионально-личностного развития.

   Консалтинг трактуется как интеллектуальная деятельность по выявлению и анализу профессиональных и личностных проблем и выбору средств и методов по их разрешению; составлению программы профессионально-личностного развития педагога и проектированию его индивидуального образовательного маршрута; организации и проведению рефлексии.

   Таким образом, рассмотренная структура научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации по видам деятельности сопровождающего позволяет комплексно реализовать способы сопровождения, выбирая приоритетный в зависимости от особенностей и запросов субъекта сопровождения, от конкретной ситуации и педагогического события и, в конечной итоге, превратить сопровождение в управляемый и управляющий процесс.

   Содержание научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации определяют требования Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, концепции профессионального Стандарта педагога к его профессиональным компетенциям и личностным качествам. Современный учитель находится в ситуации постоянного самообразования непосредственно на рабочем месте: от него требуется принятие системы ценностей современного образования, осознание потребности модернизации и проектирования образовательного процесса с ориентацией на новые результаты, переосмысление своего профессионального опыта. В связи с этим содержание научно-методического сопровождения определяется на трех уровнях: надпредметный; предметный; личностный.

   Научно-методическое сопровождение целей, смыслов, ценностей, приоритетов, современного мышления профессионально-педагогической деятельности педагога мы рассматриваем как содержание первого уровня – надпредметного. В школьном методическом образовательном пространстве посредством активных и интерактивных методов, технологий, форм научно-методического сопровождения активируется процесс осмысления педагогами ценностей, целей современного образования, педагогической деятельности. Цель этого уровня – раскрытие потенциала учителя, его способностей к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии.

    Второй уровень - предметный – определяет направления научно-методического сопровождения в предметной области компетентности педагога: знание предмета и методики его преподавания, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация обучающихся на осуществление учебной деятельности, знание и использование современных образовательных технологий, совершенствование организации образовательного процесса, развитие предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

   Третий уровень - личностный - обеспечивает научно-методическое сопровождение в области интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального, психологического здоровья педагогов. Интеллектуальный аспект здоровья подразумевает способность педагога постоянно находиться в состоянии развития своего интеллекта и умения им пользоваться. Социальный аспект здоровья актуализирует способность педагога к оптимальной адаптации в изменившихся социально-экономических условиях, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Эмоциональный аспект здоровья заключается в способности педагога адекватно в соответствии с ситуацией выражать свои чувства и быть толерантным. Психологический аспект здоровья рассматривается как социальное благополучие, удовлетворение уровнем качества жизни, душевное равновесие, реализация жизненных планов.

   Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности учителя необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту, который, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образования.

 

Категория: Статьи | Добавил: Tatiana
Просмотров: 134 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar