Каталог файлов
[ Скачать с сервера (26.2 Kb) ] | 23.08.2021, 23:32 |
Отличительной чертой образования рубежа ХХ - ХХI века является динамизм: за последние десятилетия в системе образования произошли серьезные изменения, затронувшие все субъекты этого процесса. В Концепции преподавания предметной области «Технология» это определяется следующими задачами:
Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо:
Поэтому возникла необходимость в качественно иной подготовке учителя, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. При внедрении профессионального Стандарта педагога и ФГОС, учёными делается акцент на научный компонент сопровождения, что подчеркивает значимость готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не просто на основе собственной интуиции, приобретенного опыта, методом «проб и ошибок». В связи с этим востребовано превращение методического сопровождения в научно-методическое. Корректировка реализуемой работы методических служб возможна при разработке стратегии профессионального совершенствования учителя с использованием средств научно-методического сопровождения. Сущность данной технологии, по мнению К.С. Шумаковой, состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога. Это касается не только учителя, например, технологии, но и любого учителя. Главная особенность научно-методического сопровождения заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а ориентируется на индивидуальные запросы, личностные качества и профессиональные потребности конкретного педагога. Инновационность научно-методического сопровождения заключается в персонифицированности и мобильности; способности учитывать динамику индивидуального развития педагога и всего педагогического коллектива; вариативности; «векторности»; навигационном характере; продуктивном взаимодействии субъектов сопровождения; оказании помощи педагогу при проектировании программы профессионально-личностного развития и реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута; опережающем характере и предоставлении возможности педагогу преодолеть профессиональные и личностные затруднения. Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности; взаимодействие с педагогами, группами педагогов общеобразовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации. Функции методических служб:
Структура научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации представляется как комплексная реализация видов деятельности сопровождающего и способов сопровождения: психологическая поддержка (фасилитация, модерирование, супервизия); организация педагогического взаимодействия (сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество); подготовка к рефлексивной деятельности (диалог и полилог, консалтинг, опека). Фасилитация (стимулирование, вдохновение) рассматривается как процесс влияния на мотивацию профессионально-личностного развития педагогов, ценностного отношения к педагогической деятельности и усвоение смыслов как элементов личностного опыта; стимулирования потребности в самосовершенствовании и саморазвитии. Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей педагогов и их способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями. Супервизия выступает как способ создания для сопровождаемых психологически комфортных условий в общеобразовательной организации для «лечения профессиональных болезней и исправления профессиональных ошибок». Организация целенаправленного педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе связана с тем, что в современных условиях ее развития востребовано совместное решение общих задач ФГОС. Появляется необходимость в создании принципиально новой системы профессионального сотрудничества педагогов на основе выбора, индивидуальных запросов, обновления содержания и совершенствования работы по общим проблемам и профессиональным интересам. При этом сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации. В этом контексте актуальны такие способы сопровождения как сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество. Сотрудничество выступает как общение, равенство во всем, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в школьном методическом образовательном пространстве. Сотворчество трактуется как система взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленных на развитие внутренних творческих возможностей; запуск механизмов самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации каждого участника сопровождения; выстраивание гармонии человеческих отношений; совместное создание, осмысление, оценка инновационного опыта профессиональной деятельности; расширение субъектного пространства личности. Соуправление определяется как процесс включения педагогов в проектирование и конструирование новых видов образовательной практики и научного управления этими процессами; создания предпосылок для выстраивания субъект – субъектных отношений, перехода к самоуправлению профессионально-личностным развитием и формированию профессионального и жизненного кредо. Наставничество представляется как осознанное взаимодействие по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальное «акме» педагога путем поиска выхода из «кризиса профессиональных компетентностей». В современных условиях развития общеобразовательной организации актуальна подготовка педагогов к рефлексивной деятельности. Имеется в виду рассмотрение рефлексии как механизма продуктивного мышления; как особой организации процессов понимания происходящих изменений в системе образования; как процесса самооценки ситуаций и педагогических событий; как фактора активного осмысления собственных действий и поступков других людей. Диалог (полилог) – взаимно обогащающий процесс обмена информацией, совместного поиска истины, организации «коммуникативных стратегий узнавания» и пространств межличностных встреч и сотрудничества участников сопровождения. Опека – перевод деятельности педагогов в инновационный режим совместного поиска рабочих ориентиров, обновления профессионального опыта, преобразования профессионально и личностно значимых смыслов; создание условий для успешного профессионально-личностного развития. Консалтинг трактуется как интеллектуальная деятельность по выявлению и анализу профессиональных и личностных проблем и выбору средств и методов по их разрешению; составлению программы профессионально-личностного развития педагога и проектированию его индивидуального образовательного маршрута; организации и проведению рефлексии. Таким образом, рассмотренная структура научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации по видам деятельности сопровождающего позволяет комплексно реализовать способы сопровождения, выбирая приоритетный в зависимости от особенностей и запросов субъекта сопровождения, от конкретной ситуации и педагогического события и, в конечной итоге, превратить сопровождение в управляемый и управляющий процесс. Содержание научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации определяют требования Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, концепции профессионального Стандарта педагога к его профессиональным компетенциям и личностным качествам. Современный учитель находится в ситуации постоянного самообразования непосредственно на рабочем месте: от него требуется принятие системы ценностей современного образования, осознание потребности модернизации и проектирования образовательного процесса с ориентацией на новые результаты, переосмысление своего профессионального опыта. В связи с этим содержание научно-методического сопровождения определяется на трех уровнях: надпредметный; предметный; личностный. Научно-методическое сопровождение целей, смыслов, ценностей, приоритетов, современного мышления профессионально-педагогической деятельности педагога мы рассматриваем как содержание первого уровня – надпредметного. В школьном методическом образовательном пространстве посредством активных и интерактивных методов, технологий, форм научно-методического сопровождения активируется процесс осмысления педагогами ценностей, целей современного образования, педагогической деятельности. Цель этого уровня – раскрытие потенциала учителя, его способностей к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии. Второй уровень - предметный – определяет направления научно-методического сопровождения в предметной области компетентности педагога: знание предмета и методики его преподавания, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация обучающихся на осуществление учебной деятельности, знание и использование современных образовательных технологий, совершенствование организации образовательного процесса, развитие предметно-педагогической ИКТ-компетентности. Третий уровень - личностный - обеспечивает научно-методическое сопровождение в области интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального, психологического здоровья педагогов. Интеллектуальный аспект здоровья подразумевает способность педагога постоянно находиться в состоянии развития своего интеллекта и умения им пользоваться. Социальный аспект здоровья актуализирует способность педагога к оптимальной адаптации в изменившихся социально-экономических условиях, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Эмоциональный аспект здоровья заключается в способности педагога адекватно в соответствии с ситуацией выражать свои чувства и быть толерантным. Психологический аспект здоровья рассматривается как социальное благополучие, удовлетворение уровнем качества жизни, душевное равновесие, реализация жизненных планов. Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности учителя необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту, который, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образования.
| |
| |
Просмотров: 134 | Загрузок: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |