Каталог файлов


Статья по самообразованию
26.04.2016, 23:50

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Н. Ф. Струченкова

 

Статья по самообразованию

«Составление и использование индивидуальных

образовательных маршрутов для одарённых детей»

Педагог дополнительного образования

Соскова Татьяна Ивановна

2012 г.

 

  Актуальность.

  Целью дополнительного образова­ния является создание условий для жизненного личностного и про­фессионального самоопределения воспитанников. Объединение дополнитель­ного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направле­нии. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, кото­рое, возможно, в будущем станет его профессией.

  Очень важно, что дополнительное образование дает большие возмож­ности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обна­ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу­дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

 Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

  Если воспитанник, занимающийся в объединении ДО, сможет само­реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и про­фессиональному самоопределению.

  Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образователь­ные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возмож­ностей и особенностей.

 

   Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанни­ка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

  Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ре­бенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

  Приходим к выводу, что использование индивидуальных образова­тельных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио­нального самоопределения воспитанников.

 

Новизна.

  Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образо­вания является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно опреде­ляться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образова­тельные области.

  Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнитель­ного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как из­вестно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу или индивидуальный образовательный маршрут.

 

Цель:

  Внедрение методики разработки и использования индивидуальных об­разовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

 

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

  Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или ино­го ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой про­граммы своего объединения.

  Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?» Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

  Различные структуры образовательных программ могут быть представлены  простыми геометрическими линиями.

 

 

  Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, та­ким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Ре­шение этих задач в рамках программы, основные требования которых систе­матичность и последовательность, довольно затруднительно.

  Другой способ решения - структурирование учебного материала по ти­пу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой програм­мы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Это принцип при разработке индивидуального образовательного мар­шрута возможен, но труден.

  Наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмиче­ская спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабаты­вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте­пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб­ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской дея­тельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их ода­ренности.

  Определив тип структуры образовательной программы можно присту­пить к разработке индивидуального образовательного маршрута. В изученной мною литературе была предложена примерная схема разработки.

  1. 1. Определить уровень развития ребенка, его качества и способности.
  2. 2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
  3. 3. Определить время, которое должен затратить ребенок на ос­воение стандартной и специальной программы.

4. Предусмотреть участие родителей.

5. Определить способы оценки успехов воспитанника.

  Используя данную методику, я разработала схему построения индиви­дуального образовательного маршрута для одаренных детей в своём объединении до­полнительного образования.

 

 

   
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый этап. Очень важен и при­мечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической дея­тельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют боль­шое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у де­тей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

  Существует множество методик диагностики уровня развития способ­ностей и одаренности.

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка
  • «Карта одаренности»;
  • Характеристика ученика;
  • Анкета для родителей;
  • Пожелания воспитанника.

Второй этап. Исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап. Срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой дея­тельности со своим ребенком.

Пятый этап. Педагогу необходимо совместно подобрать темы заня­тий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Шестой этап. Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута, и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

  1. Беседа.
  2. Практическое занятие.
  3. Творческая мастерская.
    4. Творческий отчет.

5. «Фабрика».

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны. Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных могут быть необычны.

  1. Показ достижений.
  2. Зачетная работа.
  3. Тест.

4. Персональная выставка

Восьмой этап. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Оценку успехов  проводят в конце учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.

1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать?)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания.

- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они мо­гут сделать самостоятельно.

- Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, ис­следования и анализа ситуаций.

- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

- Подходите ко всему творчески.

Категория: Статьи | Добавил: Tatiana
Просмотров: 399 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar