Каталог статей


Картины из соломки

Солома чарующе красива — ее ворох мерцает как чистое золото, без яркого блеска, а мягко, переливчато, шелковисто. Эффект сияния, подобный тому, который демонстрирует нам соломка, зависит от направления световых лучей. Его демонстрируют нам только перламутр да некоторые редчайшие виды драгоценных камней: селенит (лунный камень), тигровый глаз, звездчатый сапфир… У золота, с которым так любят сравнивать соломку, такого блеска нет! Чтобы добиться мерцания золотых и серебряных поверхностей, ювелиры делают их… подобными соломе, нанося на них мельчайшие параллельные бороздки

!Наличие шелковистого, переливчатого блеска у соломки объясняется с физической точки зрения так; коэффициент отражения падающего света (альбедо) у нее анизотропен, тесно связан с углом падения света и углом зрения. Малейшее изменение любого из этих углов вызывает несоразмерно значительное изменение коэффициента отражения. Биологи, в объяснение этого свойства, говорят о неоднородности строения покровных тканей соломки. Сверху ее покрывает кутикула — прозрачная глянцевая пленка, из-под которой просвечивают волокна сосудистой системы соломины, идущие вдоль стволика и создающие на нем характерный узор из бороздок и впадин, примерно такой же, как в известных нагрудных значках. Если свет скользит вдоль волокон соломины, он почти целиком поглощается в бороздках, и соломина темнеет, как небо перед бурей или глаза любимой — перед скандалом. Если же волокна расположены поперек лучей света — соломина вспыхивает золотистым блеском, ибо коэффициент отражения лучей в этом направлении у нее значительно выше.

Учет отражения световых лучей в зависимости от угла направления на источник света позволяет добиваться таких художественных эффектов при аппликации, добиться которых иначе было бы очень трудно или совершенно невозможно. Если заполнить некоторую плоскость двумя сериями квадратов из соломки со взаимно перпендикулярным направлением волокон, и начать вращать ее, мы увидим, как в солнечных лучах попеременно будут то вспыхивать и сверкать, то гаснуть одна и другая серия квадратов, в зависимости от их ориентации. Совершенно тот же эффект наблюдается и у плетеных из соломки изделий, где — в каждом плетежке, в каждой косичке имеется две серии выступающих на поверхность деталей, волокна каждой из которых развернуты под прямым углом по отношению к другой. Потому-то они так мерцают и переливаются.

Итак, соломка редкостно красива. Это признано всеми. Но красота ее недолговечна, как золото гномов, дающееся в руки только на одну ночь, на один сон. Как сохранить ее на долгие годы?

Пока мастера не знали, как сделать это, солома не представляла для них ценности. Но в один прекрасный день некто все же обратил на нее заинтересованный взгляд специалиста. Скорее всего, то был мастер-краснодеревщик, выклеивавший из кусочков тонкой фанеры — шпона — сложный узор на очередном мебельном гарнитуре и захотевший еще более оживить его, введя в него живое золото. И это золото, с интенсивным переливчатым блеском, легкое, эластичное и достаточно прочное не нужно было долго искать: оно оказалось под руками. Да что там! — под ногами. Буквально горы завораживающе красивого материала лежали на каждом сеновале, прели под затяжными осенними дождями, равнодушно пережевывались домашними животными… Неужели ту красоту нельзя спасти?

Оказалось — новый материал прекрасно подходит для инкрустации. Природа сама позаботилась, чтобы весь он был одной, стандартной толщины, а также об обилии цветовой палитры. У соломы сотни оттенков: от белого, через желто-лимонный к желто-бурому и красновато-коричневому. Новую струю в это богатство вливают дикорастущие злаки, дающие сизые, розоватые, серебристые оттенки.

А если вспомнить еще, что солома легко принимает окраску? Некоторые специалисты считают, что палитра цветовых оттенков злаковой соломки попросту неисчерпаема.

Дело оставалось за малым: разработать технологию использования соломы в инкрустации. До тех пор было известно две основных техники мозаичного покрытия древесины — маркетри и интарсия. При интарсии отделочные элементы и детали покрытия врезаются в деревянную основу, которая частично остается видимой, и заполировываются вместе с ней. Кроме деревянного шпона для интарсии применяют перламутр, янтарь, металл, поделочный камень, другие отделочные материалы, и тогда говорят уже об инкрустации. Латинское incrustio означает «вырезать»: для каждого отделочного элемента при использовании этой техники вырезается специальное гнездо, в которое его вклеивают. При инкрустации акцент смещается на сам отделочный материал, который может выступать из деревянного фона. На вклеиваемом материале при инкрустации "имеет место быть" его собственная отделка — отполированные грани в случае стекла или полудрагоценных камней, резьба в случае янтаря и пр. Так что ни интарсия, ни инкрустация в буквальном смысле для соломки не подходят. А маркетри?

В чем состоит техника маркетри? Прежде всего готовят отделочные детали, — листики шпона ценных пород дерева, подобранные по цвету и вырезанные по форме. Они весьма тонки — именно потому, что дороги. (Солома, к слову сказать, имеет точно ту же толщину, что и листик шпона!) Затем подготовленные детали наклеивают на поверхность изделия, выполненного из дерева малоценных пород, целиком закрывая их. «Фона» здесь практически нет, он полностью закрыт тщательно подогнанными друг к другу элементами. С соломкой не то: здесь большая часть деревянной основы открыта и служит фоном. Кроме того, для элементов, вырезанных из соломки, разумеется, не делают специальных гнезд, и она возвышается над фоном… Такую технику точнее всего было бы назвать аппликацией. Но в быту отделка предметов соломкой носит неточное имя инкрустации.

Инкрустация соломкой - интересный и своеобразный вид народ­ного декоративно-прикладного искусства. Техника инкрустации прос­та: на поверхность предмета наклеиваются с помощью лака или клея мелкие пластинки соломки, чаще всего геометрической формы. Так что правильнее эту технику отнести к аппликации (лат. прикладыва­ние). Но уже издавна нанесение узора на дерево принято называть "инкрустация", а на ткань и бумагу "аппликация".

Приёмами декорирования изделий владели многие народы мира. К сожалению, почти не сохранились образцы этого искусства, но те немногие, которые находятся в музейных коллекциях, датируются XVIII - нач. XIX в. в. и говорят о широком распространении этого вида народного творчества

Создавая необходимые предмета быта, деревенские мастера стремились украсить их. Вместо дорогих и редких материалов, ис­пользовала дешёвую, доступную, но не менее красивую соломку.

В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, шкатулки, табакерки, ларцы. Несложные по своему конструк­тивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного орнамента, приобретали небудничную красоту и выразительность.

Народное искусство, как правило, складывалось в деревне. Создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, крес­тьянин был исполнителем и потребителем этого искусства, поэтому он в совершенстве владел особенностями того материала, с которым работал; а также универсальные и доступные материалы, как дерево, солома, особенно умел ценить.

С древнейших времен признавалась исключительная роль хлеба в жизни человека. В хлебе отразилось трудолюбие, благополучие, на­родная фантазия. Человек ценил не только хлебный колос, но и сте­бель, - прекрасный поделочный материал, из которого изготавливал плетеные корзины, шкатулки, кублы для хранения зерна, посуду, иг­рушки, подвесные украшения. До наших дней сохранились царские врата, виртуозно сплетённые из золотистых стеблей безымянным белорусским мастером.

Искусство инструкции до недавнего времени бытовало как до­машнее увлечение, редко изготавливались изделия на продажу, но развивалось оно повсеместно - в Литве, на Украине, а Белоруссии, России. Накопленный поколениями опыт, изучение и развитие опреде­лённых приёмов и техники изготовления подняли это ремесло на вы­сокий уровень.

В наше время инкрустацию соломкой широко используют в украшении бытовых и декоративных предметов. В Японии, например, при­меняют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декора­тивных панно из лака и дерева, а также при изготовлении игрушек и декоративной скульптуры.

ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛА.

Соломка - это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, яч­меня).

В аппликации и плетении используется соломка самых разных злаков, каждый из которых имеет свои особенности.

В нашей стране произрастает значительное число культурных и дикорастущих злаков: рожь, пшеница, овес, рис, ячмень, мятлик, вейник, тимофеевка и пр.

Ржаная соломка

Стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Стебель ровный с 4-5 длинными междоузлиями-коленами (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Ржаная соломка имеет широкую природную цветовую гамму оттенков зелёного, жёлтого, золо­тистого цветов. Натуральная окраска зависит от условий произрас­тания растения, времени заготовки и условий хранения. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями. Применяется во всех видах плетения, а также в инкрустации.
Пшеничная соломка - короче, грубее и толще ржаной. Отличается мягкостью и меньшей прочностью, используется для более тонких работ, для изготовления мелких узорных плетешков (шириной до 5 мм).
Овсяная соломка - самая мягкая, красива, с оттенком жёлтого цвета, однако у неё короткий стебель, с сильной сбежистью, толстыми стенками. Поверхность – с блеском, интенсивно теплого цвета.
Рисовая соломка известна своей прочностью, имеет длинные малосбежистые стебли, она пластична после замачивания. Используется для плетения плоских плетешков шириной 5-6 мм, а также в изготовлении декоративной скульптуры.
Соломка дикорастущих злаков (мятлик, тимофеевка, вейник, низкорослые разновидности тростника). Верхние колена достигают значительной длины (50-70 см), прочные, толстостенные, но недостаточно гибкие после замачивания. Могут применяться в отдельных видах плетения (спиральном, плоских плетешках).
Соломка в зависимости от условий произрастания растения, времени ее сбора и особенностей хранения приобретает тот или иной цвет. Если растение росло в тени, то его соломка красновато-фиолетового цвета. Соломка, перезимовавшая в стогу, становится коричневой. Мягкие и упругие ржаные стебли, срезанные в период молочно-восковой спелости зерна, имеют приятный зеленоватый цвет. Цветовая гамма соломки, поэтому достаточно велика, в ней насчитывают более 90 оттенков.

Основным материалом для плетения считается соломка ржи. Это объясняется тем, что рожь обладает самым высоким, по сравнению с другими злаками, стеблем. В аппликации эта соломка применяется реже из-за своей жесткости и необходимости удалять луб.

Для аппликации лучше всего использовать овсяную и ячменную солому, которая не подходит для плетения, т. к. стебли этих злаков имеют недостаточную длину. Но овсяная и ячменная соломка, мягкая, пластичная, с тонкой структурой, красивыми нежными оттенками декоративного слоя в аппликации просто незаменима.

Выбор и заготовка материала

Современные мастера предпочитают самостоятельно выращивать необходимый для творчества материал. Требования к качеству соломы у каждого мастера свои. Многое зависит и от того, какого рода изделия будут выполнены из соломы. Для плетеных изделий мастерам чаще всего необходима длинная тонкая солома, чаще используется при этом верхняя часть стебля. А вот для аппликации (инкрустации) предпочтительнее соломины, имеющие больший диаметр, как правило, расположены такие соломины ближе к корню. Заготавливать солому можно в три-четыре этапа. От этого зависит цвет соломы. Поэтапная заготовка позволит получить соломку различных натуральных оттенков и полутонов от зеленого до ярко-желтого., что наполнит аппликацию особыми декоративными качествами.

Ржаную соломку, предназначенную для плетения, заготавливают в период молочно-восковой спелости зерна.

Овсяную и ячменную соломку для аппликации заготавливают в несколько этапов, начиная от момента цветения, когда солома имеет седовато-зеленый оттенок стебля, и еще несколько раз с промежутками в 5-6 дней (последний раз – не позднее чем за 1,5-2 недели до уборки, поскольку позже соломка становится излишне жесткой). На первом этапе, когда наливается зерно в колосе, после просушки солома будет иметь зеленоватый оттенок. На втором, когда зерно достигло молочной спелости, солома будет иметь бело-розовый оттенок. И, наконец, на этапе спелого зерна, солома приобретает золотисто-желтый цвет (цвет летнего солнца). А если такую солому оставить мокнуть под дождем и снегом, то она может приобрести стальной оттенок.

Пригодна только солома, заготовленная вручную. Соломку срезают ножом близко к корню или сжинают серпом, стараясь при этом не переломить стебли, и сразу же связываются в снопы. Затем ее раскладывают тонким слоем и сушат. Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. Следует помнить, что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и стать непригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следует развязать и разложить на полу или стеллажах, с в сухих хорошо проветриваемых помещениях в течении 1-2 недель. Необходимо также знать, что чем быстрее будет проведена первичная обработка (разборка, сушка), тем меньше будет потерь и выше качество сырья.

Обычно солому чистят после просушки. Если же соломенные стебли сухие, желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Чтобы подготовить материал к работе, стебли разрезают на отрезки между узлами. Ножницами отсекают нижнюю – наиболее толстую часть стебля до коленца и одновременно снимают листья, которые скреплены с ним. Для аппликации использует в основном 2 средние части стебля. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют по толщине и длине и складывают по коробкам или связывают в пучки, которые затем хранят в сухом помещении. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Такой способ сушки и хранения соломки более трудоемкий, но компактный и удобный для дальнейшей работы.

Отбеливание и крашение (тонировка) материала. Качество материала очень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая соломка красивых серебристых и золотистых оттенков может создать неповторимую игру бликов. Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановить некоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием. Для отбеливания соломы в домашних условиях можно воспользоваться бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей, имеющимися в продаже, приготовить из них раствор и прокипятить в нем соломку. Для отбеливания можно использовать гидропирит в таблетках. Приготовить раствор: 3 литра воды и 18 таблеток гидропирита, кипятить соломку около часа, периодически помешивая. Более значительный эффект достигается при отбеливании в 15 процентном растворе перекиси водорода: 1 литр воды подогреть до 30 – 35 градусов, берется 150 г перекиси водорода, 20 г аммиака (нашатырного спирта), 40 г каустической соды. В этот раствор помещают солому на 40 – 45 минут или до получения нужного оттенка. Солома должна быть полностью покрыта раствором. Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставить солому из раствора нужно деревянными щипцами, предварительно одев резиновые перчатки. После отбеливания соломку тщательно промыть в большом количестве воды. Затем соломку сушат и связывают в пучки. Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную окраску, естественность.

Окраска соломы. Солома восприимчива к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в аппликации и плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окрасить солому можно натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.

Окраска натуральными красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадут ей коричневый цвет. При окраске нужно добавить в водный раствор поташ (соду).

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.

Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.

При окрашивании анилиновыми красителями для тканей можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски шерсти. Раствор готовят из расчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашивания солому тщательно промывать. После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

 

Фон для картины.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная или тониро­ванная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

В качестве основы используют также ткань, натянутую на подрамнике или листе фанеры. Для изготовления панно пригодна любая ткань, но лучше всего льняная для живописных работ и прокладочная. Еще понадобиться подрамник, рамка, клей ПВА или столярный, грунтовка. Для приготовления грунтовки тщательно смешать 2/3 гуаши и 1/3 клея ПВА и нанести кисточкой или тампоном на холст. Ткань можно заранее покрасить в нужный цвет красителем для хлопчатобумажных тканей.

Категория: Картины из соломки | Добавил: Tatiana (02.09.2014)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar