Каталог статей


Аранжировка из природного и бросового материала

Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

В настоящее время существует три направления в этом искусстве:

- Декоративное

- Вегетативное

- Форма - линейное

Декоративный стиль - самый распространенный. При выполнении декоративной работы задача флориста заключается не в выявлении особенностей каждого растения, а в подчинении их идее создания целого. При этом растения, даже теряя индивидуальность, приобретают красоту в единстве. Применяется как симметричный, так и асимметричный принцип построения композиции, различные способы распределения материала и применение разных флористических техник. Декоративный стиль предполагает использование большого количества материала и его разнообразие по цвету, форме и фактуре. Допускается смешение в одной композиции цветов разных сезонов, географических ареалов, форм значимости, видов и семейств. Материалом для декоративной аранжировки могут служить фрукты, овощи, ягоды, различные флористические аксессуары - ленты, бумага, бижутерия и т. д. В декоративном стиле выполняются самые разнообразные аранжировки - от сентиментального камерного букета для невесты до торжественной официальной композиции для украшения интерьера. Современные работы в декоративном стиле часто выполняются с применением техники трансформации материала. Особенно хороши и оригинальны аранжировки с цветовыми контрастами.

Вегетативный стиль считается самым сложным. Вегетативная композиция создается таким образом, чтобы она выглядела естественно и нерукотворно: в ней не должны быть видны механические срезы, искусственные переплетения и так далее... Для того чтобы успешно создавать композиции в этом стиле флорист должен тонко чувствовать внутреннюю суть растений, приближая свои творения к естественным образам Природы. Кроме цветов и листьев в вегетативных аранжировках часто используются камни, коряги, шишки, ветки, мох, плоды, ягоды и прочие природные материалы. Для этого стиля характерна свободная, идентичная природной, расстановка материала. Композиция может иметь одну или несколько точек роста. Работа в этом стиле требует от флориста уважительного отношения к растениям. Учитывается социология растений (формы значимости) - цветок малой значимости не ставится в композиции выше, чем соответственно средней и большой. Обязательным является сохранение естественных форм роста, размеров и образов растений. В одной аранжировке используются цветы только одного сезона и одного географического ареала. Вегетативный стиль особенно хорош в весенних композициях для передачи состояния пробуждения Природы. Образ просыпающегося леса - пробивающаяся нежная травка, проталины, первые подснежники…

Линейный стиль. Флорист, создавая аранжировку, делает акцент на линии, сводя к минимуму количество используемого материала. Отдается предпочтение растениям с необычно изогнутыми стеблями, которые могут являться линией. Если в декоративном стиле линия может быть дополнительным штрихом, то здесь она является идеей композиции. Линии могут быть прямые, извилистые, изогнутые и плавные. Для создания активного напряжения в аранжировке используется контраст разных по характеру движения линий. Для линейного стиля, как правило, характерна асимметричная расстановка материала. Направление линий в композиции может быть различным, однако одно из них обязательно должно преобладать. Для того чтобы подчеркнуть изящество и графичность линий, обычно в композицию вводится форма (это может быть крупный цветок, плод, искусственный декоративный элемент). Стильный, напряженный контраст форм и линий при небольшом количестве растений и других флористических материалов рождает экстравагантную, изысканную аранжировку для украшения современного интерьера. Линейный стиль сложнее для восприятия, однако он позволяет собрать прекрасную композицию из небольшого количества материала. Выраженный цветовой контраст элементов, сочетание растительного и нерастительного материала делают работы яркими и интересными.

Стиль форма предполагает создание в любых флористических техниках четких узнаваемых геометрических форм (венок, шар, пирамида, крест и так далее). Этот стиль максимально ясен и лаконичен. Он требует четкого понимания задачи и большой аккуратности исполнения. Форма может создаваться из листьев, веток и других частей растений. Диапазон используемых техник очень велик - от простого обклеивания оазиса до сложных плетений из одного вида материала. Основой композиции может быть каркас из технического или из флористического материала. Для создания флористических каркасов различных форм часто используется техника плетения. Материал для аранжировки может быть как однородным (из одного вида материала), так и контрастным по фактуре или цвету. Очень хороши композиции, выполненные из разных видов растений, подобранных в тон. В зависимости от поставленной задачи в стиле форма можно сделать и букет на живых ногах, и композицию на оазисе. Этот стиль часто используется для создания траурных композиций.

Флористические техники

  • Основные: расстановка, втыкание, посадка и др.
  • Декоративные: нанизывание, наслаивание, плетение, связывание в узел и др.
  • Защитные: защита от влаги, защита от испарения, тейпирование, воскование и др.

Хочется немного рассказать об одной из самых интересных флористических техник – трансформации материала. В результате работы в этой технике материал видоизменяется настолько, что его сложно узнать. Например, изготовление гламелии. Эта техника появилась в конце XIX века, когда для создания большого красивого цветка использовались лепестки камеи и гладиолуса. Свое наименование это произведение флористического искусства получило от названий этих двух цветов. В настоящее время гламелию делают из разных лепестков или листьев. Остановимся подробнее на изготовлении гламелии из лепестков роз. У бутона или полураспустившегося цветка розы удаляют чашелистики и наружные лепестки, оставляя только туго скрученную серединку цветка. Для укрепления оставшихся лепестков в бутон с двух сторон вставляют проволоку, протыкая его насквозь, концы проволоки загибают вниз и тейпируют со стеблем. Сейчас флористы для изготовления гламелии иногда используют клеевую технику, но классический ее вариант выполняется при помощи шпилек. На тонкие узкие проволочные шпильки насаживают лепестки и обкладывают бутон, закручивая вокруг него проволоку. Лепестки подбираются одного размера (самые крупные). Для сбора одной гламелии требуется 10-15 цветков розы. По мере удаления от центра бутона длина шпильки увеличивается. Когда гломелия полностью сформирована, изготавливается манжетка, закрывающая концы шпилек. Манжетка обычно делается из жестких листьев или картона и имеет правильную геометрическую форму. Затем картонная манжетка обклеивается листьями, например в римской технике, или декорируется другим флористическим материалом.

Букет в смешанной технике тоже может собираться по спирали. В нем 60-70 % живых стеблей оставляют, 30-40% удаляют, а головки цветов насаживают на проволоку и тейпируют. Проволочные стебли вместе с живыми входят в связку, подрезаются и загибаются плоскогубцами вверх над связкой. Эта техника применяется в том случае, когда нужно сделать букет со сложными очертаниями или ниспадающие выбросы, поскольку материал, насаженный на проволоку, более пластичен и позволяет произвольно формировать контур композиции. Техника тейпирования позволяет сделать букет очень удобным и легким, это важно, поскольку невесте долго придется держать его в руках. Все стебли растений отрезаются на нужную высоту. Перед тем, как собирать букет растения дополнительно отпаивают в «Кризале». Затем каждый цветок насаживается на проволоку, под срез подкладывается ватка, смоченная в уксусе, водке или другой жидкости – в зависимости от вида цветка, затем проволочный стебель тейпируется. Стебли собираются только параллельно, без закручиваний. Ручка, собранная из проволочных стеблей, тейпируется и декорируется лентой соответствующего оттенка. Цветы во время процесса изготовления букета желательно держать во влажной бумаге. Преимущества букета, выполненного в технике тейпирования, в легкости и большой пластичности материала. Эта техника незаменима при создании необычных форм аранжировок. Но следует помнить, что она не предполагает сохранение декоративного вида букета не более чем в течение суток. Если необходима более длительная продолжительность жизни цветов, можно изготовить букет на портбукетнице. Портбукетница – это кусок оазиса, помещенный пластмассовый каркас с ручкой. Ручка тейпируется, затем декорируется лентой или листьями растений в технике обмотки или приклеивания. Очень красиво смотрятся листья, выложенные в римской технике (с наложением один на другой наподобие чешуек). На портбукетнице можно выполнить любой букет, например, асимметричный с выбросом. Для формирования выброса самые длинные и тяжелые элементы насаживаются на проволоку, ими протыкается оазис, а концы проволоки закрепляются на решетке портбукетницы. Спиральная техника – это когда растения собираются по спирали, а в ручку букета входят живые, естественные стебли. При использовании параллельной техники стебли в букете ставятся параллельно друг другу. Стебли подрезаются секатором, а затем на каждом из них острым ножом делается косой срез. Стебли крепко связываются сперва обычным шнуром, затем – из эстетических соображений – декоративной лентой, подобранной по цвету к флористическому материалу букета. Идеально выполненный спиральный букет должен без всякой поддержки стоять на плоскости. Преимущество этих техник состоит в том, что благодаря полному сохранению стеблей растения хорошо обеспечиваются водой, соответственно, такой букет наиболее стойкий. К тому же, поскольку стебли располагаются по спирали или параллельно друг другу, при изъятии цветка из букета не нарушается его форма. Недостатком параллельного или спирального букета может быть его тяжесть и сравнительно большая величина «ручки».

У большинства мастеров-флористов есть свои излюбленные техники, которые они предпочитают остальным. В настоящее время существует множество техник, применяющихся при создании флористической аранжировки, которые получили название по способу работы с флористическим материалом: нанизывание, плетение, обвязывание, обматывание, наслоение, прошивание, пришпиливание, скрепление, склеивание, техника упаковки, римская техника, трансформация материала. Каждая техника имеет свои преимущества, которые необходимо учитывать при подготовке к работе.

Виды флористических работ

  • Композиция в сосуде
  • Букет — композиция из цветов, собранная в руках. Основная техника — связывание
  • Флористический венок
  • Коллажи, панно, ширмы
  • Гирлянда
  • Флористический объект

Как правильно засушить растения

Сушка на воздухе. Многие виды цветов, в том числе сухоцветы, хорошо засушиваются в затененном, сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для сохранения окраски цветов следует сушить их быстро, а для этого необходимо движение воздуха. Цветы без листьев подвешивают вниз соцветиями, пучками, стянутыми резинкой (кусочками резинового шланга). При этом на натянутый шпагат или проволоку с металлическими крючками, расположенными на расстоянии 10 см один от другого, подвешивают растения. Можно подсушивать растения на воздухе, в тенистых местах, на разостланной бумаге. Цветы при такой сушке хорошо засыхают, не теряют своей окраски, а стебли сохраняют естественную форму. Растения, которые берут для сушки, срывают в фазе цветения, сухоцветы — полураспустившимися. Многие садовые цветы (например, кермек, физалис, астильба и др.) естественно засыхают сами в цветниках. После срезки, убрав листья, их ставят в пустые емкости без воды или подвешивают вертикально вверх соцветиями. Все срезанные злаки, луговые, лесные и водные растения высушивают, свободно поставив в вазы без воды, чтобы сохранить природное изящество линий стеблей и листьев. Если стебли очень тонкие, их связывают в пучки и подвешивают вертикально, ни в коем случае не опуская вниз соцветиями, иначе искажается естественная форма. Если оставить травы во время сушки в помещении на солнечном свету, они выцветут, произойдет естественная отбелка, и травы из зеленых превратятся в ярко-золотисто-желтые (зайцехвост). Иногда такие оттенки в аранжировках тоже нужны.

Существует много видов растении, которые хорошо высыхают и сохраняют свой цвет при сушке на воздухе. Большого разнообразия оттенков легко достичь тогда, когда материал собран в различные фазы роста (бутоны, цветки, семенные коробочки).

Растения для сушки

На планете существует великое множество разнообразных декоративных растений. Однако не все из них можно использовать для засушивания и составления сухих букетов. Ниже перечислены некоторые виды растений, подходящих для этой цели.

Акант — растение, в диком виде распространенное в южных районах Европы, в Крыму и на Кавказе. Для составления букетов обычно сушат цветки и листья растения, представляющие большую декоративную ценность.

Аквилегия — многолетнее растение, относящееся к семейству лютиковых. Ее родиной являются Европа и Америка. Для засушивания применяют цветки и листья растения. Лучше всего использовать в этих целях прессовальный метод.

Аконит — многолетнее декоративное растение, в природе встречающееся главным образом в Европе. Для засушивания используют беловато-синие цветки, которые долго хранятся и после сушки не теряют цвета и своих декоративных качеств. Цветки аконита станут достойным украшением зимнего букета.

Амарант хвостатый — однолетнее растение, в диком виде распространенное в Средней Азии. Аранжировщиками обычно используются его цветки, имеющие необычную форму. Для составления сухих букетов можно применять также и листья аконита.

Анютины глазки — двулетнее растение, встречающееся в природе, главным образом, в Америке, Австралии и Новой Зеландии. Обладает крупными яркими цветками. Обычно используется при составлении зимних плоскостных композиций.

Астильба — многолетнее растение, в диком виде распространенное в Китае и Японии. При составлении сухих букетов обычно используют яркие соцветия-метелки. Сушить предварительно собранные в небольшие пучки и скрепленные металлической проволокой цветы рекомендуется в подвешенном положении.

Астранция — многолетнее растение, распространенное в южных и центральных районах Европы, Малой Азии и на Кавказе. Обладает декоративными цветками причудливой формы и красивыми плодами. Для составления сухих букетов и сушки используются цветки и плоды.

Винка — многолетнее декоративное растение, в природе встречающееся главным образом в Европе и на Кавказе. Для засушивания и аранжировки зимних букетов используют винку малую и большую. Винка малая обладает прямостоячим длинным стеблем и мелкими нежно-голубыми цветками, сохраняющими окраску после сушки. У винки большой крупные цветки и листья.

Ворсянка сукновальная — двулетнее декоративное растение, в диком виде встречающееся в юго-западных районах России, преимущественно в Крыму и на Кавказе. Имеет высокий прямостоячий стебель и крупные белые или бледно-фиолетовые цветки. Растение хорошо хранится, а потому часто используется для сушки и при составлении сухих букетов.

Гвоздика голландская — двулетнее растение, родиной которого является побережье Средиземного моря. Гвоздику часто используют для сушки и в аранжировках зимних букетов вследствие крупных соцветий, имеющих яркую окраску.

Георгина изменчивая — многолетнее декоративное растение, в природе встречающееся в Центральной Америке. Она плохо хранится, а потому крайне редко используется при составлении сухих цветочных композиций.

Дельфиниум — однолетнее растение, в диком виде распространенное в районах Северного полушария с умеренным климатом и высокогорных областях Африки. Обладает красивыми высокими соцветиями-метелками. Для составления зимних букетов применяется редко.

Душица обыкновенная — многолетнее растение, распространенное в Европе, Средней Азии и на Кавказе. Обладает плотным соцветием, собранным из множества мелких цветков, окрашенных в нежно-лиловый цвет. Обычно в зимних аранжировках используется для создания фона.

Ирис — многолетнее растение, родиной которого является Сибирь и юго-восточные районы Европы. При составлении сухих букетов используются цветки и листья. Сушат их методом прессования каждого лепестка и листка. Наиболее эффектными выглядят плоскостные композиции из ирисов.

Календула — однолетнее растение, в диком виде распространенное преимущественно в южных районах Европы. Для составления сухих плоскостных композиций используются цветки растения. Сушку производят методом прессования.

Клевер одно- и многолетние растения, широко распространенные в Европе, Америке и Африке. Часто используются для составления небольших цветочных композиций. При этом засушивают цветки и листья. После сушки окраска растения не меняется.

Колючник — многолетнее растение, в диком виде встречающееся в лесах Европы, главным образом в Южной Сибири и на Кавказе. При составлении зимних композиций применяют цветки и листья. Обычно колючник сушат на открытом воздухе.

Лаванда — многолетнее растение, родиной которого является побережье Средиземного моря. Обладает декоративными яркими нежно-голубыми мелкими цветками, собранными в соцветия, и сладковатым ароматом.

Ландыш майский — многолетнее растение, в диком виде встречающееся повсеместно в районах с умеренным климатом. Сушке подвергаются цветки растения. После засушивания они утрачивают аромат.

Лиатрис колосковая — многолетнее растение, распространенное в Америке. Обладает крупными цветками, окрашенными в красновато-фиолетовый цвет. Засушивают растение в висячем положении.

Мак бывает однолетним и многолетним. Для сушки и составлении сухих букетов используют раскрывшиеся цветки и плоды-коробочки.

Маргаритка — двулетнее растение, произрастающее в средних и южных широтах. Красные, белые и нежно-розовые цветки способны сохранять окраску и форму.

Монарда — многолетнее растение, в диком виде распространенное в Северной Америке. Для сушки используют только образующие соцветия цветки растения, обладающие нежным ароматом.

Нигелла дамасская — однолетнее растение, родиной которого являются южные районы Европы. Для сушки и составления зимних букетов используются только семенные коробочки, поверхность которых окрашена в золотистый цвет.

Очиток — многолетнее растение, распространенное в Европе и Северной Америке. В аранжировках используются яркие цветки, после засушивания не утрачивающие формы и цвета.

Пион — многолетнее растение, обладающее крупными яркими цветками. Для сушки и составления зимних букетов используют в основном бутоны и листья пиона.

Резеда душистая — однолетнее растение, распространенное в Северной Африке и Малой Азии. В зимние аранжировки включаются цветки с сильным приятным ароматом.

Скабиоза — однолетнее растение с крупными декоративными соцветиями, имеющими вытянуто-овальную форму. Для сушки обычно используют цветки красно-фиолетового цвета.

Солидаго — многолетнее растение с соцветиями-метелками, имеющими пирамидальную форму. Солидаго — один из привычных элементов любого зимнего букета.

Тысячелистник — многолетнее растение, широко распространенное в Европе, Сибири и Китае. Сушке подвергаются мелкие махровые цветки.

Укроп пахучий — многолетнее растение, часто использующееся при составлении сухих цветочных композиций. Сушку рекомендуется проводить воздушным методом. После засушивания растения, как правило, сохраняют форму и цвет.

Флокс — многолетнее растение, в диком виде встречающееся в Южной Америке. В аранжировке используют нераспустившиеся бутоны. Сушку проводят воздушным методом.

Цинния — однолетнее растение с яркими оранжевыми цветками. Обычно используется при составлении плоскостных цветочных композиций.

Эдельвейс — многолетнее растение, родиной которого являются высокогорные альпийские районы. Для сушки и при составлении композиций используют цветки, сидящие на слегка опушенных коротких стеблях.

Сушка в песке, буре, смеси песка и буры, манной крупе, вате. Некоторые однолетние и многолетние растения можно засушивать с сохранением формы и цвета. Для засушивания цветов используют речной или любой другой просеянный, промытый и прокаленный песок. Нельзя применять влажный песок, так как на подсушенных растениях появятся грязные пятна. Сушить цветы можно в картонных коробках, в деревянных ящиках несложной конструкции. На дно картонной коробки насыпают песок слоем в 3 см. Цветы с короткими стеблями укладывают вниз соцветиями, махровые — вверх. Стебли свободно провисают, пропущенные через отверстия в дне коробки. Песок надо засыпать осторожно, пока им не покроются полностью все соцветия. Коробки подвешивают или ставят в деревянные каркасы на ножках в теплом сухом месте, где держат их около 15 дней. После этого песок через отверстия в дне осторожно удаляют, а сухие растения оставляют в коробке. Песок с лепестков смахивают мягкой щеткой.

Деревянный ящик, предназначенный для сушки цветов в песке, размерами 150×200 мм, должен быть снабжен съемным, выдвижным дном. На высоте 30 мм от дна закреплена сетка, на нее укладывают цветы для сушки и осторожно полностью засыпают их песком. Можно уложить растения в несколько слоев, используя несколько сеток. Плоские цветы располагают вверх стеблями, махровые — вверх соцветиями. Самые нежные цветы должны находиться в верхнем слое. Оставляют ящик в теплом месте на несколько дней. Через 5—10 дней (количество дней подсказывает опыт) крышку снимают, дно вынимают, песок высыпается. Высохшие цветы остаются на сетке.

Засушивание цветов в буре, манной крупе не представляет большого труда. В картонную коробку кладут бумагу и насыпают на нее буру слоем в 2 см. Цветы, собранные в сухую погоду, укладывают на слой буры вниз или вверх соцветиями. Буру, как и песок, осторожно ложкой распределяют вокруг цветов так, чтобы она их полностью засыпала слоем в 5 см. Этим способом лучше засушивать жасмин, чубушник и др. Так, например, цветы чубушника укладывают в коробку на буру с веточками без листьев. Длинные ветки выводят (прокалывают) через края коробки на воздух. Цветки тщательно засыпают бурой. Сушатся цветки чубушника идеально: с полным сохранением цвета, формы, пестиков и тычинок.

Сроки сушки в буре различные: для ромашки требуется 1—1,5 дня, бархатцев, циннии — 4—5 дней, лилии — 25—30 дней. При кратковременной сушке за растениями необходимо наблюдать, так как, если цветок надолго оставить в буре, он изменит окраску и будет быстро рассыпаться или ломаться. Буру с засушенных цветов нужно осторожно снять кисточкой. Листья многих растений, например клена, при сушке в буре сохраняют окраску. Сушка их длится 2—3 дня. В буре рекомендуется также засушивать анютины глазки, астры, гвоздики, георгины (некрупные, например воротничковые сорта), лупин, маргаритки, шпорник.

Можно сушить растения в сухой смеси песка и буры в соотношении 1:1. Такую смесь просеивают в коробку на разложенные цветки до полного их покрытия смесью. Растения высыхают быстрее, чем в песке.

Сушка цветов в манной крупе полностью себя оправдывает и даже имеет некоторые преимущества, особенно если цветы нежные и светлые. Можно сушить цветы в больших емкостях, в ярусных коробках с сетками и отдельные цветки — в бумажных кубиках. Всегда нужны опыт и сноровка. Хорошо сушатся в манной крупе гвоздики, дельфиниумы, махровые ноготки, пионы, розы, мелкоцветковые хризантемы. Продолжительность сушки пиона 7 дней. Расход манной крупы небольшой: при многоразовом использовании двумя килограммами можно обходиться в течение нескольких лет. После высушивания очередной партии цветов крупу следует просушить в теплом месте. Можно так же использовать кукурузную муку.

Многие декоративные растения можно засушивать в вате. Срезать растения нужно в сухую, солнечную погоду, при полном распускании цветков. В вате хорошо засушиваются ромашки и рудбекии. В листе картона или тонкой фанеры делают отверстия, в которые пропускают стебли, чтобы соцветия лежали на картоне, фанере. Под соцветия, между лепестками и сверху, сохраняя их естественное расположение, укладывают вату. После этого картон или фанеру подвешивают в сухом теплом месте, оставляя там на 15—20 дней.

Засушивание листьев в водном растворе глицерина. В аранжировках с сухими и живыми срезанными цветами часто можно видеть кожистые, блестящие листья насыщенно-коричневой окраски. Достигается это высушиванием листьев, веток в раннеосеннее время в водном растворе глицерина. Глицерин, проникая в листья, испаряется медленнее, чем вода. Он изменяет цвет, высушивает листья, сохраняя форму, придает им маслянистый блеск. Можно использовать смеси глицерина и воды разных пропорций — 1:2 и 1:3. Для мягколиственных растений подходит раствор из 1 части глицерина и 2 частей воды, а для жестких листьев необходим более концентрированный раствор глицерина. Иногда сушат листья в равных частях глицерина и воды. Ветки с листьями бука, дуба, каштана, магнолии, рододендрона необходимо срезать до августа, так как потом, при появлении осенних красок, листья плохо впитывают раствор. Перед обработкой глицерином необходимо отобрать ветки с хорошими линиями и неповрежденными листьями. Затем надо отсечь все ненужное, промыть листья и ветки в воде и размять их концы. Если кора очень толстая, снять ее, чтобы обнажить древесину, и концы веток разрезать.

Глицерин (технический) смешивают с кипящей водой, и ветки с листьями ставят непосредственно в горячий раствор на глубину не менее 15 см. Раствор постепенно охлаждается. Место, где стоит сосуд с ветками и раствором глицерина, должно быть светлое, чтобы лучше происходил процесс всасывания глицерина и воды. Стебли держат в растворе до изменения листьями своего цвета. Время, в течение которого протекает процесс и изменение окраски), зависит от вида растения и температуры помещения. Чем дольше растение находится в растворе, тем окраска его становится интенсивнее. Обычно этот процесс длится от нескольких дней до двух-трех недель, например, такие растения, как рододендрон лавр, могут сохнуть неделями. Очень важно сушуть листья в тот момент, когда они покажутся маслянистыми; если этот момент пропустить, они станут клейкими и будут быстро собирать на себе пыль.

Сбор и засушивание растений.

Каждый месяц года дарит флористу неповторимый растительный материал, и если вы хотите, чтобы он сохранил цвет и форму на долгие годы, вы должны знать, как правильно собирать и засушивать растения. Если они были засушены неверно или хранились в неподходящих условиях, то композиция, сделанная из них, быстро придет в негодность. Лучше собирать материал на различных стадиях развития, так как вам понадобятся разные цвета одного и того же вида растения. Нужно знать, что листья и травы, собранные ранней весной, в большинстве случаев чернеют при засушивании, но не стоит из-за этого огорчаться, так как почерневший материал интереснее, контрастнее и графичнее зеленого, который довольно быстро выгорает.

В ноябре и декабре, когда деревья стоят обнаженные, и, казалось бы, надеяться на сбор нельзя, опытный глаз флориста заметит пятнистый интересный листок, торчащий из-под снега, или полусгнившие стебли ириса, которые в пейзажах дают неповторимый цветовой эффект. Отправляясь за растениями, нужно взять с собой пачку газетных листов, которые кладут в папку или между листами картона, а также веревки для связывания газет. Можно взять и альбом для гербария, он удобен тем, что растения плотно удерживаются внутри него при помощи завязок. Если погода влажная и на растениях капли дождя или росы, то собирать их нельзя, так как впоследствии при засушивании материал побуреет. Поэтому сбор нужно производить только в сухую погоду. Большинство растений следует собирать в первые дни цветения, так лучше сохраняются их цвет и форма. Особенно это относится к такому нежному материалу, как мак, василек, лен, шиповник. Соцветия георгинов, цинний срывают, когда распустились все лепестки. Растения выбирают самые яркие свежие и сразу на месте сбора закладывают их в альбомы, газеты или гербарные сетки. Стебли отрезают от соцветий и закладывают отдельно. Если стебли очень плотные и мясистые, их лучше разрезать вдоль. В некоторых случаях, когда растение слишком нежное и быстро вянет, его укладывают на тонкий слой ваты (например, дымянку, звездчатку). Вата удержит цветок в том положении, которого требует засушивание. После укладки материала между листами газет бумажный пакет помещают между 2 кусками картона или фанеры и уносят домой. На фанерку укладывают газеты (2-3 слоя) и сверху - лист с растениями.

Если цветы переложены ватой, не нужно менять их положение, так как нежные лепестки легко повреждаются. Растения перекладывают бумагой в 3-4 слоя и сверху кладут груз 15-20 кг. Вес пресса для грубых частей растений должен быть больше, чем для цветов, поэтому при засушивании стебли и листья необходимо от них отделять. С этого момента листы с материалом не раскрывают, меняют только отсыревшие прокладки. Делают это каждый день или, в крайнем случае, раз в два дня, иначе растение поменяет окраску. Если у вас есть возможность сделать гербарные сетки и термостат, то успех в засушивании растений гарантирован. При засушивании растений в гербарной сетке поступают следующим образом. Гербарная сетка состоит из двух крупноячеистых рамок, между которыми помещают растения, прокладывая их бумагой или ватой. Рамки стягивают шнурками или зажимами и подвешивают в хорошо освещенном солнцем, проветриваемом помещении. При 25...35°С растения высыхают за 3—4 дня, при температуре свыше 40...50°С может произойти изменение цвета, чего допускать нельзя.

Сушка горячим утюгом. Осенние листья быстро сушатся, сохраняя цвет, при разглаживании горячим утюгом. На доску для глажения кладут 4—5 листов газетной, промокательной бумаги и раскладывают слегка подсушенные листья. На них снова укладывают газетную бумагу и прижимают горячим утюгом. Можно так сушить не только листья, но и цветки акации, фиалки, маттиолы и др.

Категория: Аранжировка из природного и бросового материала | Добавил: Tatiana (02.09.2014)
Просмотров: 417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar