Каталог статей
Если у цветка толстый стебель, то его нужно засушивать отдельно, так как каждый из них прессуется разным весом. Если стебель тонкий, то достаточно сделать между ним и цветком прокладку из ваты, чтобы он не отпечатался на лепестках. Каждый лепесток многолепесткового цветка рекомендуется перекладывать кусочками ваты, иначе они потеряют форму и расплющатся. В полость воронки цветков, имеющих воронкообразную форму (нарцисс, львиный зев), вводят спичкой кусочки ваты или мягкой бумаги. В цветах с толстой серединкой (ромашка, гербера, гелениум) вату укладывают вокруг середины по диаметру, тогда лепестки не съеживаются и сохраняют форму. Через несколько дней вес груза уменьшают, кольца ваты удаляют и материал досушивают обычным способом. При засушке сложных многоцветковых растений (сирень, бульдонеж) их разбирают на более мелкие части. У гладиолусов, лилий, тюльпанов очень упругие лепестки и, если их положить под пресс свежими, они ломаются. Поэтому их лучше выдержать день-два под очень небольшим прессом (до 1 кг), чтобы они немного подвяли, стали эластичными и легче поддавались засушиванию в вате. Бывает так, что вам не удается сохранить нужный цвет растения при сушке обычными способами. Попробуйте поэкспериментировать. Прогладьте растение через бумагу или хлопчатобумажную ткань горячим утюгом. Этот метод хорош для листьев некоторых комнатных растений, а также для листьев ландыша. Температура утюга и продолжительность глажки определяются в процессе опыта. Рассмотрим способы засушки наиболее распространенных и узнаваемых растений. Абрикос. Растение подсемейства сливовых (абрикос, персик, слива, вишня), после высушивания хорошо сохраняют окраску цветов и листьев. Цветки этих деревьев лучше всего брать в начале цветения. Между цветком и стеблем нужно положить тонкий слой ваты и сверху прикрыть их ватой. Некоторые растения следует засушивать в боковой проекции, некоторые - фронтально. Несколько крупных экземпляров засушивают без цветоножек, отдельно от соцветий, на тот случай, если ими придется заменить испорченные цветки. Лепестки цветков после засушивания становятся нежными и прозрачными, их используют в создании открыток и других декоративных поделок, так как в большой картине они визуально теряются. Побеги с листьями, взятые в июле-августе и поздней осенью, хорошо высыхают под прессом 25-30 кг, если ежедневно заменять сырую бумагу на сухую. Для цветков больше подходит пресс 4-5 кг. Азалия. Перед засушкой многоцветковое соцветие делают более плоским, удалив несколько цветков. Затем его укладывают на тонкий слой ваты, изолировав каждый цветок и вставив в него клочок ваты. Венчик прикрывают ватой сбоку и сверху. Для сохранения цвета их необходимо сушить в туго стянутых гербарных сетках при 125-30°. Высушенные цветы легко отсыревают и теряют окраску. Акация. Листья вместе с цветками укладывают под пресс 20-30 кг. Окраска сохраняется полностью. Цветки акации можно использовать в композиции в качестве лепестков для составления новых фантастических цветов. Мелкие листочки (5-10 мм) очень декоративны при монтировке корзиночек разной формы. Чтобы было видно, что корзинка из соломы, надо использовать желтые листочки, по возможности подбирая их одного размера. Алиссум. Это растение относится к семейству крестоцветных. Среди них - пастушья сумка, сурепка, дикая редька, икотник и др. Все мелкоцветные виды засушивают в газетах под прессом 20-25 кг. Окраска цветков и листьев хорошо сохраняется. Благодаря непрозрачности и долговременному сохранению цвета, растения хорошо смотрятся при составлении пушистых букетов. Применять в работе флористов не рекомендуется, так как способ его засушки довольно кропотлив, цвет сохраняется плохо: карминная и пурпурная окраски переходят в грязно-коричневую. Анютины глазки. Для засушивания берут цвет на 3-4 дни цветения. Нажимая пальцем на центр цветка, придают ему нужное положение. Листья расправляют на слое ваты, изолировав их бумагой от соседних. Нужно следить, чтобы на цветах не было дождевых капель, иначе в этих местах окраска будет испорчена. В больших цветах лепестки можно засушить отдельно: они используются для фона. Особенно глубокий цвет дают лепестки темных тонов (темно-синий, фиолетовый). Темный цвет сохраняется много лет, светлый буреет через 3-4 года. Астра. Если вы хотите засушить астру целиком, уложите ее плоской стороной на вату и прикройте кусочками ваты сверху. После нескольких часов пребывания под прессом 20-25 кг сушите ее в гербарных сетках при t 25-30°. В случае их отсутствия цветок можно засушить по частям. Для этого отделите от него лепестки и клочками аккуратно укладывайте на газетную бумагу, стараясь, чтобы они не распадались. Сушить следует под грузом 10-12 кг. Цвет хорошо сохраняется в течение нескольких лет. При составлении композиции отдельные лепестки монтируют в целый цветок. Барбарис. Зеленые листья барбариса, засушенные под прессом, темнеют. Осенние листья от оранжевого до темно-вишневого цветов очень декоративны и украшают любую композицию. Засушенные под прессом до 20 кг, они быстро сохнут и хорошо сохраняют цвет. Барвинок. Цветок обкладывают с двух сторон ватой и сушат под прессом 20-25 кг. Цвет не теряется. Бархатцы. Если бархатцы многолепестковые, и вы хотите засушить их целиком, то соцветие нужно срезать без листьев. Цветок кладут на слой ваты, ряды лепестков тоже изолируют ее тонкими клочками. Материал сушат в гербарных сетках. Цветы можно сушить и под прессом, предварительно разобрав их на отдельные лепестки. Так как лепестки тонкие, для них достаточен груз 3-5 кг. Прокладки необходимо ежедневно менять. Цвет лепестков сохраняется 2-3 года. Бегония. Листья всех видов и сортов бегонии засушивают в гербарных сетках при постоянной температуре 40-45° после ночи пребывания под прессом весом 20-25 кг. Перед засушиванием черенки надрезают вдоль сосудистых путей. Если температура при засушке недостаточна, листья бегонии буреют, окраска утрачивает четкость, у основания высыхающего листа образуются расплывчатые пятна. Хотя вам кажется, что листья испорчены, не спешите их выбрасывать. Коричнево-бурые пятнистые листья пригодятся для фона, изображения ночного неба или скал в пейзаже. Береза. Березовые листья любого времени сбора хорошо засушиваются под прессом до 30 кг. Бессмертник (уцмин песчаный). При засушивании нужно расправить все цветки, чтобы растение получилось как можно более плоским. Сушат в газетной бумаге под прессом до 30 кг. Закладывать в вату не рекомендуется. Сушится быстро и долгие годы сохраняет яркий желтый цвет. Боярышник. Цветы сушат на тонком слое ваты, после засушки они остаются открытыми. Листья лучше собирать в разное время года, чтобы проследить за интересной окраской. Осенние разноцветные ветки боярышника очень декоративны в композициях и особенно хороши в орнаменте. Бузина. Очень интересный и богатый материал для флориста. Засушивать цветки и листья начинают в мае-июне. В это время цветы еще не распустились и собраны в мелкие светлые бутончики. Соцветия сушат в расправленном виде под прессом 25-30 кг. Так как они очень сочные, необходимо менять бумагу раз в 1-2 дня. После высыхания соцветия становятся темными, что делает их очень привлекательными и графичными. Их вставляют в нарядный букет для придания ему прозрачности, используют в пейзажах для изображения деревьев и кустарников. Флористу подойдет и белый, и потемневший цвета, одновременное использование их в букете придает композиции объем. Белые распустившиеся цветы бузины приобретают окраску от белой (при условии хорошей сохранности цветка) до рыже-коричневой (если пресс был слишком тяжел и прокладки не менялись). Побеги с листьями бузины лучше всего собирать весной, в это время они отличаются изящной формой и красивым коричневым цветом. Бульдонеж. Белые шаровидные соцветия расчленяют на более мелкие части и сушат, как обычно, под небольшим грузом. Тонкие изящные цветки, как правило, используются при изображении декоративных ваз, подносов, занавесок. Василек. Берут первые соцветия, так как они ярче последующих. Сразу на месте сбора цветы окружают кольцом ваты с нижней стороны так, чтобы на ней лежали все лепестки с учетом того, что при быстром высыхании они сожмутся. Сверху соцветие также прикрывают тонким слоем ваты и укладывают в бумагу, повернув венчиком к зрителю. В туго стянутых сетках материал сразу подвергается действию 130-135°. Соцветия, высохшие в течение первых суток, хорошо сохраняют цвет. Если высыхание задержалось, лепестки белеют. При сушке только под прессом васильки теряют синий цвет, а розовая и красная окраски довольно устойчивы. Вербена. Засушивают под прессом 15-20 кг. Белый цвет сохраняется, сиреневый голубеет, лиловый переходит в темно-синий, красный не меняется много лет. Вероника. Растение сушат, прикрыв ватой, под грузом 15-20 кг. Досушивать можно в сетках в солнечную погоду. Вех. Сушат под прессом, стараясь, чтобы в коллекции были и фронтальные, и боковые экземпляры. Со временем белый цвет становится лимонным. С помощью веха изображают цветущие луга, с ним букеты обретают своеобразную легкость. Виноград. Зеленые листья винограда, высушенные под прессом, становятся буровато-зелеными. Алый осенний цвет хорошо сохраняется долгие годы. Темные листья дают коричневую окраску разной степени интенсивности. Листья дикого ви-нограда очень хрупки и склонны к загниванию под прессом, поэтому груз кладут не более 10 кг, прокладки меняют каждый 1-2 дня. Этот материал лучше всего использовать при изображении фона. Водосбор (аквилегия). Внутрь ворончатых лепестков цветка вводят спичкой не очень глубоко кусочки ваты Липкий нектар удерживает вату, поэтому после засушивания ее удаляют очень осторожно. Цветок, повернутый вполоборота, укладывают в бумагу на тонком слое ваты, шпорцам придают естественное положение. Окраска цветов очень устойчива и после высушивания хорошо сохраняется. Водоросли. Вынимают из воды на куски стекла и тщательно просушивают промокательной бумагой. Не снимая со стекла, растение прикрывают сверху обычной бумагой и переворачивают. Стекло, оказавшееся сверху, осторожно снимают и расте ние вновь просушивают. Далее сушка осуществляется обычным способом. Гайлардия. Растение разбирают на лепестки, которые засушивают отдельно от серединки. Для лепестков достаточно груза 3-5 кг, для серединки со стеблем - 30-35. Желто-красная окраска лепестков сохраняется 5-6 лет. Лепестки пригодятся при украшении открыток, закладок и других подарочных поделок. Гвоздика. Растение срывают в первый день цветения. Лепестки переслаивают тонкими слоями ваты. После 2-4 часов пребывания под прессом сушат в сетках. При сушке „ целого растения только под прессом неизбежно его обесцвечивание. Гелёниум. Соцветия с лепестками обрабатывают ватой и сушат под прессом 15-20 кг. Коричневый цвет очень устойчив. Георгин. Растения нужно брать для засушивания, когда будет много раскрывшихся лепестков. Так как цветок с трудом поддается засушке в целом виде, его разбирают на лепестки, сушат под прессом 5-10 кг, ежедневно меняя прокладки. При составлении композиции на бумаге георгин монтируют. Лепестки можно использовать для фона в пейзажах. Горошек душистый. При любой засушке под прессом ярко-розовый цвет цветка превращается в лиловый. При сушке в сетках цвет сохраняется, но держится всего 7-8 месяцев. Дифенбахия. Цвет листьев можно сохранить, проглаживая их через ткань горячим утюгом. Если сорван уже полуувядший коричневый лист или он обесцветился при сушке под прессом, его декоративность не утрачена. Бежево-коричневые листья с белыми пятнами хорошо использовать для фона, изображения камней, скал, бушующего моря, заснеженных гор, пятнистых бабочек. Дыня. Для сушки выбирается дыня с неоднотонной кожурой. Осторожно снимите острым ножом тонкий верхний слой и засушивайте его под прессом 30-40 кг. Из кожуры выполняют стволы деревьев, скалы, фрукты. Дымянка. Быстро вянет, поэтому ее сушат в расправленном виде под прессом, уложив на тонкий слой ваты. Увядшие, почти белые стебли дымянки также можно собирать и применять при изображении зимних деревьев на темном фоне. Жасмин. Цветы можно сушить и под прессом, и в гербарных сетках. В любом случае белый цвет затем темнеет в течение нескольких месяцев. Живокость. Очень благодатный материал для флориста. Хорошо сохнет под любым грузом при любой температуре. Фиолетовый, синий и голубой цвета сохраняет в течение долгих лет. Очень красив на желтом фоне в осенних букетах. Звездчатка. Мелкие белые цветки сразу при сборе укладывают на слой ваты, так как они быстро вянут. После нескольких часов пребывания под прессом сушат в сетках при t 20-30°. Золотарник. Сушат под прессом 20-30 кг. При этом вату лучше не использовать, потому что затем растение с трудом отделяется от нее. Желтый цвет сохраняется несколько лет. Маргаритка. Лепестки прикрываются кольцом из ваты. После высушивания под прессом цвет сохраняется. Подобным способом сушат ромашку, ноготки, космею. Мимоза. Цветы мимозы при любом способе засушки буреют. Мята. Цветы сушат бей ваты под прессом 15-20 кг. Серо-фиолетовый цвет сохраняется долго. Нарцисс. Цветок снизу, сверху и вокруг коронки обкладывают ватой, вводят ее во внутрь коронки. Сушат в сетках. Желтая окраска устойчива. Настурция. Внутрь цветка вводят клочок ваты, а венчик прикрывают кусочком фильтрованной бумаги или салфетки. Цветок укладывают в полубоковом повороте, шпорец отводят в сторону. Сушат в сетях при 125-130°. После пребывания под прессом листья и плетистый стебель сушат в термостатах. Ярко-желтая, красно-коричневая окраски цветов хорошо сохраняются; красная – гаснет. Петуния. Розовые цветки петунии, высушенные под прессом, немного тускнеют; малиновая, белая, лиловая окраски сохраняются. Отдельно лепестки можно использовать в пейзажах для изображения неба. Подмаренник. Желтый цветок очень хорошо сохраняет окраску, белый может немного побуреть. Сушат под прессом 15-20 кг. Соцветие подмаренника с мелкими цветками незаменимы для изображения деревьев (берез, тополей) в осенних пейзажах. Потемневшие соцветия пригодятся для монтировки сосновой кроны. Портулак. Для засушивания годятся только цветки, сорванные в первый день цветения. Серединку цветка слегка уплощают, надавив пальцем, затем укладывают его между листами промокательной бумаги под пресс до 1 кг. Больший пресс раздавит цветы, и они прилипнут к бумаге. Пролески. Высушенные под прессом 15-20 кг хорошо сохраняют синий цвет. Роза. Крупные цветы розы для засушки лучше всего разобрать на отдельные лепестки и сушить под прессом 12-15 кг. Возможности использования этих цветов во флористике безграничны. Они декоративны и в натюрморте, и в пейзаже. Из них можно делать цветущие луга, закатное небо, фрукты, овощи, посуду. Мелкоцветковые розы, засушенные целиком, идут на декор ваз, подносов, скатертей. Если неправильно высушенные лепестки местами прибрели коричневый оттенок, сделайте из них фон для вашего букета - картина заиграет и приобретет живость. Лепестки сохраняют цвет в течение 3-4 лет. Желто-коричневые лепестки хорошо использовать в пейзажах и портретах. Рябина. При засушивании под прессом 15-20 кг окраска цветов и листьев сохраняется. Листья рябины рекомендуется собирать с мая до поздней осени. Осенние розово-красные листья очень красивы и используются для составления декоративных букетов. Синяк. Целое растение довольно невзрачно, поэтому рекомендуется использовать только синие цветки, которые легко вынимаются из соцветия. При засушивании под прессом 10-12 кг хорошо сохраняют цвет долгие годы. Мелкие цветки используют при изображении цветущих лугов, а также как лепестки для монтировки фантастических растений. Сирень. Соцветия сирени делают менее объемными, обрывая цветки с разных сторон. Кисть укладывают на тонкий слой ваты. В туго стянутых сетках растение сушат при t25°. После 1,5 суток пребывания в термостате оно высыхает. Хранить его необходимо в сухом помещении, так как оно легко вбирает влагу и буреет. Соцветия, засушенное только под прессом, приобретают оттенки от темно-бежевого до темно-коричневого. Они очень красивы в осенних пейзажах, применяются для изображения желтых кустов и крон деревьев. Для этих целей лучше подбирать мелкоцветную сирень, чтобы в пейзажах не различались отдельные цветки. Скумпия. Осенние листья приобретают очень красивую окраску: от желтой до темно-вишневой. На одном листке осенней скумпии можно увидеть до 5 различных цветовых оттенков. Ее сушат под прессом 20-30 кг, цвет сохраняется долгие годы. Спирея. Кисть белой спиреи уплощают, разбирают на мелкие соцветия и сушат под прессом 10-12 кг. В сырую погоду цветки темнеют, в этом случае лучше использовать термостат, поддерживая в нем температуру 25-30°. После сушки цветки лучше хранить в книгах, переложив их листами промокательной бумаги. В сухом помещении они долго сохраняют белый цвет. Для создания объема в букетах и пейзажах подойдут и белый, и потемневший цвета соцветий. Также хорошо сохраняют цвет и темные листья спиреи, высохшие под прессом. Тополь серебристый. Один из самых удачных материалов для художника-флориста. Его невозможно испортить засушиванием. На лицевой стороне цвет варьируется от светло-зеленого до черного, на обратной - от белого до темно-серого. Хорошо подходит для изображения неба, воды, фона. Собирать лучше молодые листья тополя, так как они легче приклеиваются к основе. Тюльпан. Для засушивания выбирают чуть подвядшие экземпляры. Лепестки, перекладывают ватой и держат под прессом 16 кг. Через несколько часов перемещают в сетки и досушивают в термостате при t35°. При сушке только под прессом цвет растения темнеет. Очень декоративны бабочки, выполненные из лепестков тюльпана. Лепестки также находят применение в пейзажах. Форзиция. Желтые цветы форзиции сушат под прессом 5-6 кг. После 2-3 лет цвет белеет. Хмель. Зеленые листья и побеги хорошо сохраняют цвет. Для флориста очень интересны шишки хмеля, собранные осенью. Лучше всего их разобрать на отдельные лепестки. По фактуре они напоминают обертки кукурузных початков и хорошо сохраняют зеленовато-белый цвет. Из них можно монтировать цветы, оперение птиц, чешую рыб. Чеснок. Снимается шелуха с зубчиков молодого чеснока и сушится под прессом 20-30 кг. Ее лилово-серебристый цвет хорошо сохраняется. Из этого материала выполняются фантастические цветы, он применяется при инкрустации деревянных изделий. Щавель. Красновато-коричневые побеги молодого щавеля сушат под прессом 25-30 кг. Цвет устойчив. Соцветия очень подходят для изображения осенних тополей. Эвкалипт. Листья засушивают под прессом 40 кг. Окраска не меняется. Ясень. Листья лучше собирать с верхних молодых побегов. Высушенные под прессом, они становятся черными и очень хорошо выглядят в натюрмортах. ХРАНЕНИЕ РАСТЕНИЙ Хранение сухого материала недопустимо в помещениях с высокой влажностью, его лучше всего держать переложенным газетами в туго завязанных папках или книгах. Хранение в ящиках, коробках, объемных пакетах также не рекомендуется, так как тонкий высушенный материал может покоробиться и потерять цвет от соприкосновения с воздухом. Чтобы растение было легко найти, следует сделать на папке надпись или вставить в книгу ярлычок с его названием. Если вам неизвестно название растения приклейте к указателю один из образцов. Целесообразно использование полиэтиленовых плоских пакетиков разных размеров с многоразовой пластмассовой застежкой. Если уложить туда растения и ладонью выдавить воздух, то плотная застежка защитит их от влажности и насекомых. Чтобы растения подолгу не портились и сохраняли цвет, вложите в такие пакетики мешочки со специальным порошком, вытягивающим влагу - дегидратантом (иногда такие мешочки вкладывают в новую обувь). Отдельно у нас в продаже их вряд ли можно найти, поэтому мы рекомендуем тем, кто иногда бывает за границей, приобрести в специализированных магазинах для флористов герметичные пакетики-дегидратанты, специальную бумагу для картин и паспарту, прессы и многое другое. Хранение гербариев часто сопровождается порчей материала вредителями: жучком-притворяшкой и мучной молью. Поэтому, когда раскладываете растения по папкам, пересыпайте их любым сухим инсектицидом. Неплохо подходит для этих целей китайский карандаш от моли и тараканов. Листья довольно редко портятся вредителями, чаще они нападают на цветы, особенно с плотными серединками (ромашка, астра, космея). Отбеливание. Это обесцвечивание красящих веществ в растениях при сохранении их формы. Отбеленные стебли, корни могут быть использованы в аранжировках как обесцвеченными, так и в дальнейшем окрашенными. Сухие цветы и другой материал обесцвечивают в закрытых сосудах в растворе хлорной извести (1,8%) и соды (0,4%) при комнатной температуре в течение 4—5 дней. Затем раствор сливают, так как материал приобретает бело-голубой оттенок, и заменяют раствором хлорной извести (1%) без соды. Отбеленные цветы высушивают в теплом месте. Окраска сухих растений. Если ни в живых, ни в сухих растениях нет нужных расцветок для аранжировки, только тогда цветы красят. Чрезмерно увлекаться крашением природного материала не следует. Можно окрашивать сухие цветы, погружая их в растворы красок или опрыскивая специальными аэрозолями. В качестве жидких красителей можно использовать пищевые краски, чернила, анилиновые красители. Анилиновые и пищевые краски растворяют в воде. Для получения нужного оттенка соцветия, стебли погружают в раствор и выдерживают в нем несколько минут. Для приготовления красок из чернил берут их примерно 30 г, 4 чайные ложки квасцов и 0,5 л воды. Используют только эмалированную посуду. После покраски растения обмывают водой и просушивают. Обмывка краску не снимает, но способствует ее равномерному распределению. При работе с аэрозолями нужна защита в виде бумажной ширмочке, где устанавливается цветок для опрыскивание. Работать при этом надо в проветриваемом помещении соблюдая технику безопасности. Разрисовка растений и образование кристаллов на поверхности. Освежить цвет растений после высушивания в буре, песке, после прессования можно акварельными красками. Ветки со снятой корой можно выкрасить темперой при помощи кистей. Перед тем как приступить к кристаллизации, все срезанные травы надо высушить в висячем положении. Составленные из трав букеты поливают кипящим раствором квасцов (500 г квасцов на 1 л воды) и высушивают в течение 12 ч. Можно травы держать подвешенными в сосуде, окунув в 4%-ный горячий раствор квасцов. При охлаждении на травах образуются кристаллы. Если в раствор квасцов прибавить красители, растения станут желтыми, голубыми, красными. Икебана – традиционное искусство составления композиций и букетов в Японии. Икебана – перевод «вторая жизнь», «воскрешение растений». Искусство икебаны было заимствовано Японией из Китая вместе с другими элементами буддизма в середине VI века. В течение нескольких последующих столетий икебана выполняла особую функцию в культуре Японии, являясь необходимым элементом в ритуале почитания богов и предков в храмах. Огромные негнущиеся ветви гармонировали с величественной обстановкой храма. Кончики ветвей, цветы устремлялись к небу, как бы взывая к богам. Первые икебаны были крупные, с высокой центральной веткой до 1,5 м. Этот стиль назван Рикка. Для создания применялись ветки бамбука, хвойные ветви (сосна, кедр, кипарис, можжевельник). Составители рикка стремились олицетворить в композиции священную гору. В ней применялся натуралистический стиль икебаны – Нагэирэ (композиции в высоких вазах). Этот стиль разновидность самого древнего в Японии стиля натуралистического и применялся в школе Икенобо. В чайной церемонии предполагался сосуд и один цветок. Высота цветка должна составлять: (высота вазы + диаметр вазы). Современная икебана представлена в основном двумя стилями – Нагэирэ и Морибана (в низких плоских вазах). Стиль Морибана стал известен с конца XIX века. Создатель его Охара Унсин. В этом стиле главные линии располагаются по правилу икебаны. Кроме веток и цветов применялись ветви, мхи, камни. В глубине вазы устанавливалась специальное приспособление с отверстиями для цветов, на которые насаживались стебли растений. Впоследствии был изобретен металлический игольчатый держатель – кензан. | |
| |
Просмотров: 308 | |
Всего комментариев: 0 | |